«С умной головой и ноги не нужны»

Для людей с ограниченными возможностями нет ничего невозможного. Если есть компьютер
Для людей с ограниченными возможностями нет ничего невозможного. Если есть компьютер

О виртуальном и реальном


— Разговаривать будем только о моей работе. И никаких вопросов о помощи государства и окружающих, — такое жесткое условие поставил Леша Веретенкин, соглашаясь на встречу. Я не возражала, потому что меня действительно интересовала лишь его работа. Точнее, способность эффективно и плодотворно работать, несмотря ни на какие форс–мажорные обстоятельства. А к ним 24–летний Веретенкин, в частности, относит трагедию, приключившуюся 3 года назад, когда при неудачной попытке перелезть под железнодорожным составом (чтобы сократить путь домой) Лешу буквально перерезало пополам: поезд неожиданно тронулся...

Рабочий «кабинет» Алексея — комната в родительской квартире–«хрущевке». Здесь же его гостиная, спальня, столовая. Веретенкин «пишет» интернет–сайты. Всерьез — последние полгода. А до этого перечитал горы специальной литературы, практикуясь, «добил» свой старенький компьютер — подарок отца на 16–летие. Ругал и ненавидел себя за то, что, окончив школу, «забил» на учебу, поэтому после службы в армии, кроме как разнорабочим, никуда не мог устроиться. Хотя программист–самоучка Веретенкин и не хотел разговаривать о посторонней помощи, но из песни слов не выкинешь. От самобичевания его спасли бывшие одноклассники и многочисленная родня: скинулись и купили Леше новый компьютер, принтер, сканер — предоставили рабочее место.

— Я только раскручиваюсь, но уверен, что все у меня получится, — отверг мои сомнения по поводу материальной окупаемости занятия Алексей. — Уже два заказа выполнил, первый — бесплатно (примета такая, чтобы дальше дело гладко пошло). Мне важно быть независимым, самому работать и обеспечивать себя. Компьютер мне в этом помогает.

«Дайте мне компьютер,и я переверну мир...»


Такими словами начиналось письмо минчанина Игоря П., инвалида–«колясочника». А дальше: «Я мог бы писать музыку, чертить, рисовать, заниматься дизайном, да что угодно делать, если бы у меня был компьютер. Я мог бы общаться с миром, а не изучать его в окно, разгуливая по 17 квадратным метрам своей комнаты. Я, в конце концов, мог бы зарабатывать деньги».

— Действительно, компьютер для большинства людей с ограниченными возможностями дает в некотором смысле полную свободу от этих самых ограничений, — подтвердил Владимир Вариотский, директор учебного центра профессиональной реабилитации инвалидов при Белорусском протезно–ортопедическом восстановительном центре. — Можно и рисовать, и общаться, и музыку писать. Но чтобы зарабатывать деньги, а значит, работать на профессиональном уровне, необходимо иметь определенные навыки работы на компьютере, знать различные программы. При таком раскладе, что и доказал пример Веретенкина, это частичное решение проблемы занятости и самореализации инвалидов.

Учитывая, что высокие технологии — день уже сегодняшний, практически все общественные организации, которые занимаются проблемами людей с ограниченными возможностями и имеют производственные мастерские, обучают инвалидов работе на компьютере. Несложной — набирать тексты, верстать брошюры, уметь пользоваться ПК в принципе. А в учебном центре профессиональной реабилитации инвалидов безработным дают еще и специальность: «чертежник», «чертежник–конструктор». За 4 года там прошли обучение более 200 человек, включая тех, кто получил сертификат оператора — пользователя ПК.

— Среди наших учеников есть опытные практики, которые только здесь, кстати, узнали, насколько может быть легче и быстрее выполнена их работа на компьютере. Это ведь тоже о многом говорит, — рассуждает Владимир Вариотский. — Но... Будь инвалид трижды компьютерным гением, не факт, что он устроится на государственную работу. Это нюансы уже другой проблемы — трудоустройства инвалидов. Хотя, на мой взгляд, как работники они иногда более эффективны, чем их здоровые коллеги: на бесконечные перекуры не бегают, чаи не гоняют. Потому что для инвалида радость великая работать и быть нужным кому–то.

Но пока компьютер — это, скорее, средство для домашнего, внутреннего пользования, когда инвалид, чтобы иметь дополнительный заработок к пенсии, выкручивается сам. Знаю, например, девушку, которая дома успешно занимается набором, оформлением различных текстов и переводами. А у моего мужа приятель с ДЦП рисует и продает персонажи для компьютерных игр.

«Дайте мне компьютер, и я переверну мир...» — думаю, так же напишут многие инвалиды после этой публикации. Поэтому, опережая просьбы, вынуждена разочаровать: в системе государственной поддержки людей с ограниченными возможностями распределение им ПК не предусмотрено.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter