С улитками, но без драников

Порой неспешность отдельных наших производителей просто умиляет...

В  январе—июле  этого  года  импортеры  замороженных  продуктов  увеличили  поставки  в  Беларусь  в  1,6  раза,  а  отечественная  перерабатывающая  отрасль  по-прежнему  слабо  осваивает  этот  сегмент

Порой неспешность отдельных наших производителей просто умиляет. Казалось бы, что мешает наладить производство замороженной продукции и отправлять ее родному потребителю?! На этот вопрос один из представителей перерабатывающей отрасли заметил: позвольте, так ведь и картошка на Руси не сразу прижилась… Только есть одно несоответствие: знаменитый овощ семейства пасленовых не сразу распробовало население, а замороженную продукцию современные белорусы покупают давно и с большой охотой. 

«Производство замороженных овощей и фруктов является перспективным направлением, — поясняет начальник управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Беларуси Любовь Язепчик. — У белорусских покупателей востребованы овощные, фруктовые смеси, отдельные виды фруктов, овощей и многое другое, что в основном представлено продукцией зарубежных производителей». Слова специалиста косвенно подтверждают и данные Министерства статистики. Так, за 7 месяцев этого года в страну ввезено замороженной продукции (овощей, плодов, смесей, грибов) на 3,57 миллиона долларов, это на 60 % больше, чем за такой же период прошлого года. Если оценивать натуральные объемы, то речь идет о двух с половиной тысячах тонн «заморозки». 

По большому счету, для потребителя не так уж и важно происхождение продукта, лишь бы цена, вкус и качество были соответствующими. Уже не первый год мы наблюдаем, как отечественная консервная отрасль с большим трудом справляется с реализацией продукции, и выхода из этой ситуации пока не видно. Например, к 1 сентября запасы плодоовощных консервов в 3,6 раза превысили среднемесячный объем производства, при этом за 8 месяцев их выпуск увеличен на 29,4 %, сообщил Минстат. Белорусские хозяйства, к сожалению, не выращивают в необходимом объеме овощи, которые так хороши в замороженном виде, — спаржевую фасоль, капусту брокколи, цветную, брюссельскую… Между тем в Польше организовали производство этой продукции с таким размахом, что ее с лихвой хватает и для внутреннего потребления, и для экспорта. Кстати, именно поляки обеспечивают нам около 80 % импорта заморозки. «В Польше сельское хозяйство производит то, что продается, — рассказывает заместитель генерального директора ООО «Фирма Мока» Игорь Силин. — Небольшие фермерские хозяйства заранее оговаривают с переработчиками, что выращивать и в каком объеме». 

Кстати, сам процесс замораживания продукции отечественные производители (порой не без участия иностранных партнеров) все же освоили. На протяжении последних лет экспорт даров леса (грибов, ягод), подвергнутых «шоку» в морозильной камере, стал делом привычным и весьма доходным. А европейским гурманам, прежде всего французам, пришлись по вкусу виноградные улитки, которые производят в Брестской и Гродненской областях. В то же время даже традиционный белорусский овощ — картофель — заморозить пока толком не удается. Вроде бы и специальные сорта картофеля разработаны, но их выращивание в промышленном масштабе не налажено, а на это требуется время. Буквально несколько небольших частных предприятий взялись замораживать бульбу, но до отечественного потребителя эта продукция по разным причинам не доходит… Впрочем, белорусский покупатель дефицита не испытывает: брешь закрывает польский картофель фри, которого в магазинах предостаточно. 

По мнению некоторых экспертов, в Беларуси отсутствует звено, которое связало бы производителей сельхозпродукции и компании, которые обладают холодильными мощностями. «При хозяйствах должны быть созданы цеха, которые обеспечивали бы очистку, нарезку и бланшировку овощей, а затем поставляли их фирмам, которые владеют технологиями замораживания и доставки «холодного товара» до конечного потребителя», — считает Игорь Силин. 

По информации Минторга, в последние годы производство замороженной плодоовощной продукции в республике активизировалось, но ассортимент ее в наших магазинах очень скудный: до 5 наименований овощей и до 7 — ягод. Отечественные производители развивают свою деятельность в двух основных направлениях — либо замораживают дары леса, либо упаковывают и до­ставляют потребителю замороженную продукцию, которую они закупают за рубежом. Основные объемы производства приходятся на Брестскую и Гродненскую области — 83 % от общереспубликанского выпуска. В 2007 году, по данным Минторга, в республике было произведено замороженной плодоовощной продукции 8,8 тыс. тонн (116,3 % к 2006 году), в том числе плодов и ягод — 6,3 тыс. тонн (119,7 %). 

Отдельные хозяйства Беларуси начинают выращивать грибы — вешенки, шампиньоны, шейтаки, сообщила заместитель начальника отдела технологий консервирования пищевых продуктов Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию Диана Сафронова. По словам специалиста, документация, которую разрабатывают в центре по замороженной группе овощной продукции, востребована. Кстати, недавно были внесены изменения в стандарты, которые позволяют отправлять в морозильную камеру не только отдельные наименования овощей и фруктов, а также смеси для приготовления различных блюд. 

Пожалуй, одна из первых попыток организовать производство отечественных замороженных овощей в промышленном масштабе — проект, реализуемый в КСУП «Брилево» Гомельской области. В нынешнем году здесь вырастили и заморозили 270 тонн спаржевой фасоли — примерно столько потребляет население Беларуси в течение года. По информации генерального директора Гомельской ассоциации производителей плодоовощной продукции Валерия Попкова, этот товар еще не поступил в розничную сеть, поскольку возникли сложности с упаковкой. При этом пока непонятно, будет ли спаржевая фасоль в исполнении белорусских переработчиков дешевле импортной. 

Видимо, именно ценовой фактор станет определяющим для развития отечественной заморозки. Изучение холодильных камер в магазинах показывает, что большинство мелких производителей со своей продукцией не могут конкурировать с зарубежными торговыми марками. И только организация производств с полным циклом переработки поможет снизить издержки и предложить уже искушенному белорусскому потребителю достойный его внимания продукт. 

На снимке: цех глубокой заморозки в Глуске. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter