С учетом возросших требований

Участники  семинара  в  Минске  искали  резервы  повышения  качества  нормотворческой  деятельности

Участники  семинара  в  Минске  искали  резервы  повышения  качества  нормотворческой  деятельности

Читатель, берущий в руки закон, указ или декрет Президента, постановление Совета Министров, зачастую не представляет, как много сил и времени затрачено на их подготовку. Порой проект нормативного акта формально вроде бы и завершен, но на самом деле требует большой доработки. К тому же нередко отсутствует оценка подготовленного документа теми, кто будет его непосредственно выполнять. 

С другой стороны, порой сверх меры «раскручивается» документооборот, в ход идут лишние бумаги. При активном внедрении новых технологий, позволяющих осуществлять  быстрое тиражирование и доставку документов, кое-кто остался в двадцатом столетии и не использует эти возможности. 

Как объяснил первый заместитель руководителя Аппарата Совета Министров Геннадий Бальцевич, именно эти и другие проблемы решено было обсудить на семинаре руководителей юридических служб, других структурных подразделений, ответственных за разработку нормативных правовых актов, ведение делопроизводства и организацию контроля республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству Беларуси, облисполкомов и Минского горисполкома. Для всех участников семинара по рассматриваемым вопросам были подготовлены методические материалы. 

— Проблема подготовки качественных нормативных правовых актов стоит достаточно остро, — отметил , обращаясь к участникам семинара, начальник юридического управления Аппарата Совета Министров Геннадий Ткаченко. Глава государства в одном из своих поручений обратил внимание на необходимость пересмотреть стиль и методы работы в данном направлении и  укрепить квалифицированными кадрами юридические службы республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Мингорисполкома. 

Достаточно много вопросов возникает у Министерства юстиции к качеству подготовки проектов нормативных правовых актов. Как отметила в своем докладе начальник его главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственного строительства Алла Бодак, в министерство ежегодно поступает около 10 тысяч правовых актов (в последние пять лет эта цифра практически не меняется). Почти 30 процентов всех проектов не соответствуют  другим актам законодательства, более половины — не отвечают требованиям нормотворческой техники. К сожалению, этот низкий уровень сохраняется на протяжении нескольких последних лет. 

Правительство создало рабочую группу, которая занимается вопросами совершенствования порядка подготовки нормативных правовых актов, повышения качества нормотворческой деятельности. В состав  ее вошли представители  органов, готовящих наибольшее количество нормативных правовых актов. Рабочая группа провела  несколько заседаний и пришла к некоторым выводам. В частности, предлагает нормативно закрепить положение о том, чтобы проект  нормативного правового акта готовился  республиканским органом  госуправления,  проводящим государственную политику в той или иной  отрасли (сфере деятельности), общественные отношения в которой предлагается урегулировать данным проектом  акта. Это принципиально важный момент, так как истоки недостатков нормативного правового акта порой кроются именно в том, что подготовка документа поручается не тому государственному органу. 

Предстоит сделать ряд нововведений в законодательство, чтобы обеспечить совершенствование работы по подготовке правовых актов, повысить требовательность к тем сотрудникам, которые их готовят. Предлагается ряд мер, чтобы эта ответственность стала жестче. 

Многие из разработчиков нормативных актов, отмечалось с сожалением в ходе семинара, не проецируют то, что пишут на самих себя, не прикидывают, как будут работать заложенные ими нормы. В результате порождают целый поток последующих изменений. Между тем темп развития экономики, всей жизни, справедливо заметил Геннадий Бальцевич, такой, что возвращаться к одному и тому же вопросу через короткое время непозволительная роскошь. Тем более что принятый акт на протяжении года не должен меняться. 

Наше молодое самостоятельное государство все основные правовые акты уже  приняло. Удельный процент новых законов в общем массиве законопроектов небольшой. В то же время за десятилетие меняются общественные отношения, те или иные акты требуют корректировки. Если возникает потребность в совершенствовании правовых актов, то, подчеркивалось в ходе семинара, эту работу следует делать комплексно и системно.  Представители юридических служб государственных органов, все разработчики должны быть готовы к тому, что пакетный принцип подготовки проектов нормативных правовых актов будет применен ко всем принимаемым актам. 

Во время семинара  прозвучало немало резонных замечаний, ценных предложений. Все они, заверил первый заместитель руководителя Аппарата Совета Министров Геннадий Бальцевич, будут осмысливаться и браться на вооружение. Впереди – большая работа по совершенствованию организации работы по подготовке нормативных правовых актов. 

Система контроля в министерствах, облисполкомах должна обеспечивать контроль за ходом и сроками исполнения всех поручений главы государства, правительства. Он начинается прежде всего с организации исполнения, создания превентивного контроля. 

В связи с тем, что перед экономикой страны в 2008 году стоят очень сложные задачи, особое внимание при осуществлении контроля будет уделяться ходу исполнения всех государственных программ. Причем таким контролем будет охвачена каждая организация, задействованная в исполнении государственной программы. 

Планируется и переработка инструкции по организации контроля. В ней будут учтены пожелания, замечания и предложения участников семинара. 

Основным направлением по совершенствованию работы в системах делопроизводства является внедрение информационных технологий. 

Создаваемые рабочие места специалистов должны обеспечивать доступ к документу, работу с ним, возможность получения правовой, справочной и статистической информации. С учетом изменяющихся требований и предложений  Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции будет разрабатываться примерная инструкция. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter