Директор Института экономики НАН — о том, как национальной экономике остаться устойчивой во время шторма на внешних контурах

С учетом национальных интересов

Конец пандемии еще четко не просматривается, а мировая экономика уже глубоко окунулась в кризис. Впрочем, на грани рецессии она балансировала последние лет десять, но ковид обострил и обнажил все дисбалансы, некоторые были еще с прошлого века. Обострились отношения между экономическими центрами планеты. Пока ключевым державам на геоэкономической карте не удалось нащупать пути освобождения от паутины противоречий. Неопределенность только сгущается. И для небольших стран, которые принципиально не могут влиять на мировые рынки, ребром встает вопрос о минимизации потерь. С какими рисками может столкнуться Беларусь в этом мировом экономическом кризисе? Как их избежать? Какой должна быть национальная экономика, чтобы оставаться на приемлемом уровне устойчивости даже во время идеального шторма на внешних контурах? Об этом мы поговорили с директором Института экономики Национальной академии наук, доктором экономических наук Василием Гурским.


Риски внешнего контура

— Какие ключевые риски существуют для экономики малых стран в сложившихся геополитических условиях?

— Беларусь — экспортно ориентированная и импортозависимая страна, поэтому изменение внешнеэкономических условий не может не сказаться на ее экономике. Внешнеторговая квота Беларуси существенно выше 100 процентов и составила в 2019 году 114,6 процента от ВВП. Сравнительно небольшой объем внутреннего спроса явно недостаточен для потребления производимых объемов продукции машиностроения, металлообработки, нефтехимической промышленности, агропромышленного комплекса. Экспортная квота в 2019 году составила 52,2 процента от ВВП. Еще в большей степени экономика Беларуси зависит от импорта многих товаров потребления, энергоносителей, сырья и комплектующих. Импортная квота в 2019 году составила 62,3 процента. Это объективные условия развития нашей экономики.

Резкое изменение внешнеэкономической ситуации, характеризующееся сокращением международной торговли товарами и услугами, снижением мобильности населения, остановкой целых отраслей в странах основных торговых партнеров, падением цен на нефть и высокой волатильностью на глобальных финансовых и сырьевых рынках, порождает целый ряд экономических и социальных рисков. Это и потеря традиционных рынков сбыта, и нарушение кооперационных связей, и сокращение внешней торговли...

Пока не до конца понятен масштаб этих и других рисков. Очевидно, что в условиях неопределенности необходимо приложить все усилия, чтобы сохранить и максимально быстро адаптировать свою национальную экономику к изменениям, происходящим в структуре мировой экономики. Взвешенная политика руководства нашей страны позволила существенно смягчить последствия мировой эпидемиологической ситуации. Подчеркнем: совершенно независимая политика, отвечающая национальным интересам.

Искусство балансов

— Как можно минимизировать эти риски?

— В Беларуси исторически сложилась и динамично развивается не сервисная, а сбалансированная производящая экономика, где развитая сфера услуг базируется на развитой промышленности и сельском хозяйстве. В условиях неопределенности внешнеэкономической среды именно сбалансированность структуры экономики остается важнейшим фактором устойчивости и роста, которая, особенно в период кризисов, зависит от того, насколько страна способна удовлетворять базовые потребности общества. Принципиально важны наличие развитой собственной пищевой и легкой промышленности, строительства, машиностроения и энергетики. В наше время к ним добавляются информация и связь. Поддержка этих сфер, локализация производств и диверсификация внешней торговли являются приоритетами экономической политики в Беларуси и основой для быстрого восстановления и развития экономики в период международной турбулентности.

Риски потери рынков сбыта и сокращения экспорта значительно усугубляются высоким уровнем географической концентрации экспорта. Более

60 процентов всей экспортной продукции наша страна поставляет на рынки трех стран: России (47,7 процента), Украины (11,2 процента) и Польши (4,4 процента). Противоэпидемиологические меры привели к остановке некоторых производств в ведущих странах, разрываются глобальные цепочки добавленной стоимости. Нарушение цепочек поставок вместе с неопределенностью сроков и условий новых карантинных и продолжающихся санкционных мер может ускорить процесс локализации производств в среднесрочной перспективе. Вместе с тем экономика Беларуси не может замыкаться на своем внутреннем рынке, какая бы сложная ситуация ни сложилась в мировой экономике или во взаимоотношениях с партнерами. Оптимальная локализация для нас — это общие рынки ЕАЭС.

Риски ухудшения финансового состояния организаций реального сектора связаны с рисками сокращения поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Кризисные явления в мировой экономике требуют принятия действенных мер со стороны государства по стимулированию экономического развития. Руководство нашей страны принимает соответствующие меры. С нарастанием кризисных явлений в мировой экономике становится очевидно, что принятых мер будет недостаточно в сложившихся условиях. Необходимы дополнительные меры поддержки деловой активности. Однако важно, принимая меры поддержки одних субъектов хозяйствования, не навредить другим. Например, ряд государств в условиях экономического кризиса пошли по пути полной отмены имущественных налогов до конца текущего года. Это повышает финансовую устойчивость отдельных организаций, но может оказать негативное воздействие на объем налоговых поступлений в местные бюджеты. А как известно, система здравоохранения, которая в период эпидемии особенно нуждается в дополнительных расходах, финансируется в значительной мере из местных бюджетов.

Замедление деловой активности, вызванное эпидемическими ограничениями за рубежом, вынудило монетарные власти нашей страны перейти от нейтральной монетарной политики к умеренно мягкой. Правление Национального банка приняло решение снизить ставку рефинансирования. Кроме того, банк рекомендовал финансовым учреждениям рассмотреть возможность предоставления кредитных каникул физическим лицам, испытывающим финансовые проблемы. Создание более гибких условий для работы банков положительно сказывается на возможности кредитования банками других секторов национальной экономики.

Риски сокращения рабочих мест и снижения доходов населения связаны прежде всего с услуговыми видами деятельности (все виды перевозок, гостиничный и туристический бизнес, общепит, IT-сектор). Спрос на услуги резко снизился. В то же время набирает обороты онлайн-торговля, которая и раньше росла в большинстве стран мира. Однако под влиянием пандемии рост онлайн-экономики может стать долгосрочным трендом.

В сложных международных условиях, в которых оказались сейчас все без исключения страны, гораздо лучше видны преимущества белорусской экономической модели, отличающейся развитой системой государственной поддержки отечественных предприятий, направленной на самообеспечение стратегически важными товарами и продовольствием, сохранение занятости.


К глобальному через регионы

— Аналитики часто высказывают мнение: глобализация будет трансформироваться в регионализацию, и мировая экономика будет развиваться по пути взаимодействия скорее на уровне региональных экономических объединений, чем отдельных государств. Какое значение в этой связи приобретает для Беларуси членство в Евразийском экономическом союзе?

— Страны Европейского союза занимают четвертую часть общего объема экспортных поставок Беларуси. К сожалению, в большинстве своем это, по сути, сырьевые товары или продукция с относительно низкой добавленной стоимостью: нефть и нефтепродукты, удобрения, продукция деревопереработки. Своих производителей европейские страны активно поддерживают, а в отношении иностранных вводят различные ограничения. Зачастую они маскируются под видом санкций. Не думаю, что ЕС сможет полностью отказаться от белорусских товаров. Однако определенные риски есть. В случае введения санкций со стороны ЕС быстро переориентировать товарные потоки вряд ли удастся. Мировые рынки давно поделены и плотно заняты. Именно поэтому внешнеэкономическая политика Беларуси давно характеризуется многовекторностью. Такой подход в наибольшей степени соответствует национальным интересам и позволяет обеспечить экономическую безопасность. Беларусь развивает отношения и торгует более чем с 150 странами.

Россия — наш основной внешнеторговый партнер. Экономическая интеграция с ней уже позволяет нам получить конкурентные преимущества на российском рынке в сравнении с другими странами, не вошедшими в интеграционное объединение. На рынок России приходится более 40 процентов экспорта белорусских товаров. В большинстве своем это товары с высокой добавленной стоимостью. При этом почти половина белорусских товаров производится из российского сырья и комплектующих. Это не просто торговля, это производственная кооперация, которая позволяет существенно усилить конкурентные преимущества наших производителей. Преимущества евразийской экономической интеграции понимает не только наша страна. С ЕАЭС подписали соглашение о свободной торговле Сербия, Вьетнам, Сингапур, частично Иран. Намереваются Египет, Израиль. Идут переговоры с Индией.

Синергия взаимодействия

— Через какие механизмы целесообразно и логично повышать совокупную конкурентоспособность национальных экономик, и белорусской в том числе, в рамках ЕАЭС?

— Президент четко изложил основные приоритеты и наиболее актуальные задачи развития интеграционных отношений в формате ЕАЭС. В их числе — полное устранение торговых барьеров, максимальное сокращение изъятий и ограничений на общих рынках, предотвращение возможности возникновения новых видов препятствий для свободного движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Этого можно достичь путем согласования политики в сферах промышленности, сельского хозяйства; формирования общих энергетического и транспортного, финансового рынков, сбалансированного аграрного рынка, выравнивания условий хозяйственной деятельности, создания прозрачной конкурентной среды.

Взаимодействие стран ЕАЭС в сфере промышленного развития на основе согласования их промышленной политики выступает одним из действенных инструментов, позволяющих более полно использовать преимущества международного разделения труда и взаимного сотрудничества. Однако принципиальные различия моделей социально-экономического развития государств — членов ЕАЭС, национальные особенности формирования и развития их промышленной политики, а также существенные различия в целях и задачах, которые они стремятся решить путем интеграции, порождают риски дезинтеграции. Несмотря на то, что государства — члены ЕАЭС характеризуются близким уровнем экономического развития и схожей динамикой промышленного производства, их хозяйственные механизмы не во всем совместимы. Практика развития ЕАЭС показала, что конкуренция в сфере промышленной политики государств-членов приводит к усилению конфликтности международных экономических отношений, конфронтации между государствами. Что, в свою очередь, приводит к общим для большинства государств — членов ЕАЭС проблемам: снижению доли промышленности в ВВП страны и ее удельного веса в мировой добавленной стоимости, потере рыночных позиций на мировом рынке.

В настоящее время недостаточно высокий объем внутреннего товарооборота стран ЕАЭС является следствием большей их ориентированности, в частности России и Казахстана, на экспорт природных ресурсов, основные покупатели которых находятся за пределами союза. Существенное падение цен на сырьевые товары, карантинные и санкционные меры со стороны европейских стран создают благоприятные условия для активизации торгово-экономических отношений и наращивания взаимного товарооборота внутри ЕАЭС.

ИНФОГРАФИКА


volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter