Станет ли закон об унитарном предприятии настольной книгой для директора
Важный правовой документ – проект Закона Республики Беларусь «Об унитарных предприятиях» обсуждался в трудовом коллективе Белорусского металлургического завода. В выездном заседании участвовали представители 12 парламентских комиссий Палаты представителей.
Более 20700 унитарных предприятий различных форм собственности (республиканских, коммунальных, частных) действует сегодня в республике, их суммарная доля в валовом внутреннем продукте страны составляет около 55 процентов. Один из представителей этой когорты – РУП «Белорусский металлургический завод» — по праву стал визитной карточкой белорусской экономики. В 2006 году он впервые произвел 2100 тысяч тонн стали и достиг оборотов свыше миллиарда долларов. Понятно, что непростые задачи по выпуску конкурентоспособной метизной продукции, созданию новых мощностей по производству горячекатаных бесшовных труб, техническому перевооружению, строительству жилья и уникального спортивно-оздоровительного центра коллективу унитарного предприятия пришлось решать в рамках существующего правового поля. Делать это, по мнению участников обсуждения, не всегда было просто. Дело в том, что с учетом изменяющихся реалий в действующий с 1991-го по 2004 год Закон Республики Беларусь «О предприятиях» было внесено около 10 изменений. В итоге документ, в целом сыгравший положительную роль в становлении экономических и правовых отношений суверенного государства, вступил в противоречие с нормами нового Гражданского кодекса, другими нормативными актами, регламентирующими положение коммерческих организаций, действующих в форме унитарных предприятий. Действие закона прекратилось, но возник определенный правовой вакуум. Особенно чувствительным был он для частных структур, сфера деятельности которых оказалась менее всего охваченной правовыми нормами.
Сказанное наглядно проиллюстрировал в своем выступлении перед депутатами председатель Жлобинского райисполкома Леонид Апанасюк. У зарегистрированного в 1999 году в районе КЖУП «Уником» вверенное имущество находится на правах хозяйственного ведения. В 2006 году предприятие получило 45 миллиардов доходов и признано одним из лучших в системе жилищно-коммунального хозяйства республики. Однако законодательно нечетко отрегулированные нормы деятельности УП приводят к ряду сложностей. Двойное подчинение собственнику – районному Совету депутатов и областному управлению жилищно-коммунального хозяйства, кроме прочих неувязок, подразумевает двойную отчетность, создает серьезные проблемы в управлении имуществом. Возникает у руководства «Уникома» и немало правовых вопросов в построении юридически правовых отношений с созданными дочерними предприятиями.
Принятый парламентом в 2005 году законодательный акт «О хозяйственных обществах» позволил несколько снизить напряженность правового поля: полновесный документ получили акционерные предприятия, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. По общему мнению участников обсуждения, новый законопроект «Об унитарных предприятиях» позволит заполнить нишу правового регулирования деятельности хозяйствующих структур нашей страны.
— В процессе его подготовки субъектом законодательной инициативы – Совмином – проделана огромная работа, — отметил заместитель министра экономики Олег Мельников. – Приказом по Министерству экономики была создана межведомственная рабочая группа из представителей республиканских органов госуправления, облисполкомов и Минского горисполкома, депутатов Палаты представителей, специалистов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, общественных объединений «Белорусский союз предпринимателей», бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского. Свои замечания и предложения по документу (их высказано более ста) также внесли коллективы МАЗа, Минского моторного завода. Они учтены при разработке законопроекта.
Действительно, 31 статья документа, объединенная в пять глав, концептуально отвечает на многие вопросы: об урегулировании правового положения унитарного предприятия, закреплении прав и обязанностей собственника имущества, взаимоотношениях руководителя предприятия с его учредителями, определяет порядок создания и ликвидации УП… Вместе с тем редакция разработчика, не содержащая концептуальных огрехов, как считают участники обсуждения, все же нуждается в определенной корректировке.
Депутат Палаты представителей, а в прошлом директор Рогачевского завода «Диапроектор» Михаил Поплавский считает, что новый документ, который предложено рассмотреть в первом чтении на весенней сессии парламента в редакции разработчиков, очень долгожданный, он необходим работающим в реальном секторе экономики.
— Готовящийся к принятию проект Закона «Об унитарных предприятиях» должен стать для директорского корпуса настольной книгой, содержащей собранные воедино статьи прямого действия и как можно меньше «отсылочных» позиций, — говорит депутат. — Наряду с обязанностями руководителей УП, на мой взгляд, в проекте пока нечетко прописаны права руководителя, механизм его социальной защиты. Учитывая, что контроль за работой предприятия со временем становится все жестче, директорский корпус подчас остается беззащитным перед множеством проверяющих. В правоприменительной практике важно иметь и четкие законодательные положения о процедуре учреждения УП, назначения руководителей, вопросы его взаимодействия с органами местной власти и собственниками имущества…
В ходе обсуждения высказан и ряд других замечаний и предложений по совершенствованию законопроекта. И все же, подводя итог рассмотрению его в коллективе РУП «Белорусский металлургический завод», руководитель созданной группы по доработке документа, заместитель председателя комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Александр Шевко высказал оптимизм по поводу перспективы его принятия Палатой представителей в первом и втором чтении.