Международное наблюдение за выборами все чаще становится инструментом политического давления со стороны международных организаций или групп государств, а гибридные атаки извне приобретают все более изощренные черты. Об этом и о путях противодействия подобному шла речь 29 ноября на 14-м пленарном заседании Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности в режиме видеоконференции.
По мнению председателя Палаты представителей Национального собрания Владимира Андрейченко, важной задачей на современном этапе является деполитизация института международного наблюдения, причем мир уже движется в этом направлении:
— Но большинство действующих документов носит пока региональный, а не универсальный характер. Это прежде всего ряд рекомендаций, выработанных в рамках ОБСЕ и СНГ. Поэтому всякого рода отсылки к позиции международного сообщества, единым стандартам по меньшей мере некорректны.
Владимир Андрейченко называет вещи своими именами:
— Это попытка подменить международное право некими правилами, выработанными узкой группой государств для манипулирования общественным мнением и достижения на этой основе своих геополитических целей. Особо очевидно это в позиции БДИПЧ ОБСЕ, заявлениях Европарламента — структур, для которых практика применения двойных стандартов стала обычным делом.
Почему же в отношении Беларуси и других стран ОДКБ осуждение и санкции допустимы и приветствуются, а в отношении прозападных стран реакция носит символический характер? Ответ на этот вопрос, полагает спикер Палаты представителей, очевиден:
— Сегодня коллективный Запад использует избирательную тематику как инструмент наращивания геополитического противостояния, прямого вмешательства во внутренние дела наших государств и организации «цветных революций».Даже сегодня не прекращаются попытки подорвать суверенитет и независимость Беларуси посредством наращивания политического давления, санкционной политики, создания очагов напряженности на наших границах с ЕС. Чтобы противодействовать этому, необходимо повысить уровень политического взаимодействия МИД и парламентских структур стран ОДКБ, убежден Владимир Андрейченко:
— Параллельно нам необходимо еще раз вернуться к таким концептуальным вопросам, как определение международной правосубъектности ПА ОДКБ и закрепление в уставных документах функции по осуществлению мониторинга за выборами.ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вячеслав Володин, председатель Государственной думы Федерального собрания России, председатель ПА ОДКБ:
— Если мы видим, что Беларусь помогает беженцам и делает все возможное для того, чтобы их обогреть, оказать им помощь, то почему тогда Евросоюз, который сам спровоцировал эти процессы, не несет ответственности и не помогает Беларуси? Беларусь — страна ОДКБ, наш стратегический партнер. Поэтому мы должны в данной ситуации занять единую позицию, поддержав республику, столкнувшуюся с последствиями той губительной международной политики, которую проводили длительное время США в странах Ближнего Востока.
osipov@sb.by