С целью упрощения бухгалтерского учета

Правительство Беларуси радикально сократило количество обязательных первичных учетных документов в бухгалтерском учете. Такое решение принято постановлением Совета Министров от 24 марта 2011 г. № 360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов".

Правительство Беларуси радикально сократило количество обязательных первичных учетных документов в бухучете

Правительство Беларуси радикально сократило количество обязательных первичных учетных документов в бухгалтерском учете. Такое решение принято постановлением Совета Министров от 24 марта 2011 г. № 360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов".

Документ принят в целях реализации полномочий Совета Министров, предоставленных Указом Президента Беларуси от 15 марта 2011 г. № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов".

Постановлением утверждено восемь видов первичных учетных документов, которые будут обязательно применяться в бухгалтерском учете. Это товарно-транспортная накладная, товарная накладная, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, акт о приеме-передаче основных средств, акт о приеме-передаче нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, а также акт о передаче не завершенного строительством объекта.

По данным Минфина, в настоящее время в стране утверждено около 1 600 первичных учетных документов. С даты вступления в силу постановления № 360, то есть с 1 апреля 2011 года, обязательными останутся только восемь.

Другие необходимые для документирования хозяйственных операций первичные учетные документы могут разрабатываться субъектами хозяйствования самостоятельно. Также возможно применение типовых форм, установленных республиканскими органами государственного управления.

Принятое решение позволит реально упростить бухгалтерский учет, снизить затраты на его ведение, что соответствует принципам Международных стандартов финансовой отчетности.

Таким образом Правительство последовательно реализует меры по снятию излишних требований по регламентации ведения бухгалтерского учета и оформлению документов, как это предусмотрено Директивой Президента Республики Беларусь № 4.

Как сообщил журналистам начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета отчетности и аудита Министерства финансов Беларуси Александр Гончар, постановление № 360 направлено на существенную либерализацию отношений в сфере бухучета и оформления первичных учетных документов.

"Основным шагом здесь является то, что вводится лишь восемь документов, формы которых утверждаются госорганами. Использование иных первичных учетных документов, их формы и их содержание максимально будут утверждаться самими предприятиями. Кроме того, остается право у министерств и ведомств утверждать формы документов, но они будут носить рекомендательный характер, а не обязательный", - сказал представитель Минфина.

Он также отметил, что принятое решение позволит, в частности, предприятиям с иностранными инвестициями, негосударственной формы собственности выстроить документооборот, который будет максимально удобен для предприятий и учитывать специфику осуществляемой им хозяйственно-финансовой деятельности. Государство будет лишь рекомендовать ему использование отдельных форм первичных учетных документов.

Кроме того, постановлением № 360 определен исключительный перечень реквизитов, которые должны содержаться в первичном учетном документе. Все иные реквизиты, не имеющие прямого отношения к бухучету, являются рекомендательными, и их неуказание не несет мер административной ответственности. Таким образом, акцент в бухгалтерской деятельности будет смещен не на процесс оформления огромного числа документов, а на содержание бухгалтерской отчетности, ведь для инвесторов, акционеров в первую очередь интересно само финансовое положение предприятия. По словам Александра Гончара, такой подход соответствует международной практике и международным стандартам.

В целом, по словам специалиста Министерства финансов, принятие постановления № 360 - "это настоящий прорыв, значительный шаг в либерализации документооборота в Беларуси, какого еще не было".

Что касается вероятности возможного всплеска нарушений со стороны недобросовестных плательщиков, то в Минфине не видят опасений по этому поводу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?