С тренера начинается, и на нем все держится

Викентий Лазарев и Ренальд Кныш — о кризисе гимнастики

Патриархи спортивной гимнастики Беларуси уверены в этом

Даже после многолетнего «простоя» спортивная гимнастика Беларуси еще может дать фору медалеемким дисциплинам, преуспевшим в новейшие годы. А 10 олимпийских наград Виталия Щербо, причем 6 из которых золотые и все завоеваны в Барселоне-92, сейчас представляются каким-то фантасмагорическим достижением. Неудивительно, что именно он стал единственным белорусом, признанным в прошлом веке лучшим атлетом планеты. А болельщики со стажем, наверное, помнят, что на Играх-72 в Мюнхене сразу 5 наших спортсменов, три женщины и двое мужчин, входили в звездные сборные СССР, и все удостоились в общей сложности 11 медалей! Что говорить, если и сейчас в пятерке олимпийских рекордсменов страны три спортивных гимнаста: Виталий Щербо — 10 медалей, Ольга Корбут — 6, Светлана Богинская — 4. А если сюда приплюсовать 6 наград, в том числе 5 высшей пробы, Нелли Ким, переехавшей в Беларусь в 1977 году, то их и вовсе будет четверо. И вполне заслуженно! Потому что тогда у нас была даже не одна, а несколько гимнастических школ, на которые равнялся весь мир. Две наиболее результативные из них — гродненская и витебская. У основания и руля первой стоял Ренальд Кныш, второй — Викентий Дмитриев. На счету самых одаренных учениц Ренальда Ивановича Ольги Корбут и Елены Волчецкой 9 олимпийских наград. В активе воспитанниц Викентия Дмитриевича Ларисы Петрик и Тамары Лазакович — семь. Наши патриархи давно на пенсии, обоим по 82 года. Но и одному, и второму одинаково больно и небезразлично то, что дело, которому посвятили лучшие годы своей жизни, теперь, по сути, находится на краю пропасти. Поэтому мы и обратились к заслуженным тренерам СССР и Беларуси с вопросом: «Почему отечественная гимнастика оказалась в столь глубоком кризисе и как из него выйти?»

Викентий ДМИТРИЕВ: 

 — Здесь комплекс причин, и каждая имеет свою подоплеку. Начнем с того, что у профильной федерации страны, в ведении которой еще 4 дисциплины, спортивная гимнастика, образно говоря, оказалась в «падчерицах». Сегодня во всей стране лишь два-три зала отвечают международным нормативам. Современной гимнастике необходим простор, чтобы занятия проводились для большего количества атлетов. И не на допотопном уровне снарядах и оборудовании. Соревновательный календарь спортшкол из-за хронического дефицита финансов тоже оставляет желать лучшего. И так по всей образовательной цепочке почти до самого верха пирамиды. Да, в национальной мужской сборной еще не угас запал Виктора Дойлидова, вновь вернувшегося к ее руководству. Знаю о его последних инициативах по созданию юношеской сборной. Но разбудить наше «сонное царство» без единомышленников, действенных рычагов и реальной помощи ему будет крайне сложно. Печально, что пределом возможностей после его «золотой» команды образца 2001 года стало 8-е место в многоборье на недавнем чемпионате мира натурализованного россиянина Андрея Лиховицкого. О женской сборной лучше вообще ничего не говорить. Потому что ее уже давно нет…

Поэтому начинать лечение спортивной гимнастики нужно прежде всего с корней, с ее тренерского цеха. Здесь у нас наибольшие потери. И не только в плане убывших за рубеж известных специалистов. Беспокоит то, что квалификация новой поросли весьма далека от современных веяний. В высших спортивных учебных заведениях они познают теорию и методики прошлого века. Им и практики недостает, живой работы. Как следствие, детские тренеры не поднимаются выше уровня оздоровительной гимнастики или урока физкультуры средней школы. Надо также ввести для них трехлетнюю отработку в спортшколах после окончания вузов. Они должны постоянно совершенствоваться, ведь спортивная гимнастика — это сложнокоординированная, очень трудоемкая и травмоопасная дисциплина, и она никогда не стоит на месте. Для этого необходимо больше общения, контакта молодых и уже зрелых наставников. А наиболее одаренных и целеустремленных специалистов надо всемерно поддерживать и продвигать вверх по служебной лестнице.

Подрастающие поколения сейчас подвержены различным соблазнам. Да и здоровьем они обделены, что вполне логично в век техники и гиподинамии. Ресурсы спортшкол ограничены. И, тем не менее, следует стремиться не к набору желающих заниматься, а к жесткому отбору. Ставить во главу угла качество, а не количество. Руководители спортшкол обязаны отчитываться за свою работу каждый квартал, чтобы была видна их реальная деятельность, а не пустопорожние разговоры и обещания. Чтобы не свариться в собственном соку, каждая область должна иметь свою команду, которым нужно почаще соревноваться между собой. Из лучших гимнастов регионов следует создать небольшой коллектив в 5—6 атлетов и передать его под опеку федерации и в ведение национальной сборной, с которой молодежь и будет проходить совместную подготовку.

Фанатов нашего дела теперь раз-два и обчелся. Хотя я в свое время трудился денно и нощно за 60 советских рублей. Понятия «престиж страны», «честь Родины» воспринимаются некоторыми начинающими тренерами достаточно отстраненно. Профессиональный выбор части из них определяют в первую очередь материальные стимулы. С этим тоже надо считаться — иные времена и реалии. И создавать для молодых тренеров, как это уже практикуется для медиков и учителей, приемлемые условия жизни и работы. Почему, к примеру, наши олимпийские чемпионы сегодня имеют достойную пенсию, а их наставники — нет?! Только решая в комплексе, а не порознь все эти проблемы, можно хотя бы остановить падение нашей спортивной гимнастики, которая, кажется, уже достигла своего дна.

Ренальд КНЫШ: 

 — О надвигающемся крахе предупреждал еще 20 лет назад, когда один за другим из страны стали уезжать истинные профессионалы тренерского цеха. После развала Союза у нас пошло непомерное возвеличивание достижений спортсменов. Как следствие, принижалась роль их наставников. Помните расхожее выражение, ставшее аксиомой: «Побеждает команда, проигрывает тренер». И так повсеместно. Неблагодарный и немотивированный труд не мог не отпугнуть молодых тренеров и именитых тоже. Прочувствовал это отношение и на себе, поэтому и ушел с этой работы. Хотя моих знаний и опыта хватило бы еще на воспитание не одного гимнастического светила. Сами по себе, ребята, будь они даже семи пядей во лбу и большими трудоголиками, таковыми никогда не станут. Поясню это на примере Ольги Корбут. Приметил десятилетнюю девочку с подходящим телосложением на отборочных соревнованиях школ, которые сам и организовал. Давал ей задания повторять сотни раз определенные движения. Выбил для Корбут стипендию в ЦСКА. Придумал для нее и экспериментировал на других ученицах ряд новых и неожиданных элементов. Привил новый стиль общения со зрителями, убедил постоянно улыбаться, заставлял отрабатывать перед зеркалом свои жесты и голос. Воспитывал желание трудиться. Знал, что человек в состоянии вдохновения становится талантливым. Старался убеждать и хвалить ее. Помог ей без проблем закончить среднюю школу, а затем и вуз. Строил спортзал, вложил в него все свои сбережения. Обдумывал днями и ночами, чем еще можно удивить судей и публику. А когда «чудо с косичками» покорило весь мир, тренер оказался при ней лишь бледной тенью, умудрившейся найти этот самородок. Возможно, во мне говорят давние обиды. Но жизнь все рассудила и расставила по своим местам. В те памятные годы только в США действовало более 200 гимнастических школ имени Корбут, теперь — ни одной. Наставнику нескромно проявлять свои чувства, а раскрывать методы работы глупо. Потому специалисты и молчат, а наш большой спорт все больше хиреет.

Тренерство — это вечное состояние войны и труда на излом. Поэтому престиж его должен быть, как минимум, не ниже удачливого ученика. В своей книге «Как делать олимпийских чемпионов» подробно изложил свое видение этого кропотливого процесса. Получал много благодарностей от коллег, внявших моим советам. Но эта книга так и не стала пособием для спортивной отрасли страны. Возможно, потому, что почва для ее восприятия у нас еще неподходящая. А также отсутствует и материально-технический базис. Стыдно говорить, в каких условиях пребывают теперь столичные «Кольца славы», где вырос трехкратный чемпион мира Иван Иванков. А ведь это была звезда уже не советской, а белорусской закваски. В остальных спортшколах страны положение дел не лучше, а ведь они — фундамент всего основания. И косметическими припарками его глубокие трещины не устранить. Можно ли в таких ущербных условиях, равно как и при отсутствии медицинского, научного и иного сопровождения и обеспечения, соперничать с китайским инкубатором?! Просто немыслимо. Танки конницей не перешибешь. Чтобы создать замкнутый цикл подготовки классных атлетов, надо вложить немало средств во все уровни пирамиды спортивной гимнастики. Чтобы наставник не подрабатывал грузчиком, его нужно достойно стимулировать. Нельзя от молодых специалистов требовать и быстрой отдачи, как и спортсменов, их надо беречь и поддерживать. Потому что с тренера все и начинается, на нем все и держится! А чтобы это укоренилось в нашем сознании и вошло в него на законных основаниях, необходимо менять саму систему большого спорта. В последние годы она все чаще дает сбои, ее КПД постоянно снижается. Жируют только несколько дисциплин, остальные перебиваются с хлеба на воду…

На снимке: Андрей ЛИХОВИЦКИЙ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter