Николай Кивель — живая легенда Дрогичинского РОВД

С трактором наперерез

В честь 95-летнего юбилея службы участковых инспекторов «СГ» нашла человека, который посвятил этой опасной профессии более трети века. Николай КИВЕЛЬ из Дрогичинского района верой и правдой охранял покой жителей деревень, был другом, отцом, товарищем для сельчан и грозой для тех, кто жил не по закону. И в итоге стал заслуженным сотрудником органов внутренних дел. Одним из немногих в Брестской области, чей стаж более трех десятков лет.

Скомандовал страху: «Отставить!»

59-летний Николай Кивель родом из деревни Липники Дрогичинского района. Семья обычная: мать-полевод, отец-строитель и младший брат. В детстве парень хотел стать шофером и много занимался вольной борьбой. В единоборстве, кстати, считался перспективным спортсменом в республике.

— В 11-м классе к нам приезжали из МРТИ (теперь — БГУИР), звали учиться в Минск: им нужны были борцы для студенческих соревнований. Отказался, потому что не люблю город, мне там некомфортно. А в Липниках все родное. Здесь, как говорится, и пуп завязан был,
— рассказывает Николай Григорьевич.

В 1977 году 18-летнего Николая призвали в армию. Отслужив в войсках правительственной связи во Львове 24 месяца, парень поступил в Пружанский сельхозтехникум. Отучившись два года по специальности техник-механик, попал по путевке комсомола в одно из хозяйств своего же Дрогичинского района. Но проработал там недолго.

— У нашей семьи был знакомый в РОВД, — вспоминает Николай Кивель. — И вот однажды звонит он мне и спрашивает: не хочу ли попробовать себя в милиции? Размышлял недолго. Решил принять предложение. Подумал: в хозяйство всегда успею вернуться. А почему бы не воспользоваться таким шансом?

Не знал тогда Николай, что выбирает свою судьбу. В РОВД 22-летнему Кивелю сразу доверили ответственную должность милиционера-конвоира. Под его контролем были дебоширы, тунеядцы и алкоголики. Получивших 15 суток административного ареста водил на исправительные работы. Нередко приходилось иметь дело с довольно опасными и разношерстными компаниями.

Поначалу, что скрывать, было немного страшно, но чувству этому быстро скомандовал: «Отставить!» Всегда этим людям давал понять, что поблажек от меня ждать не стоит: жить должны  по закону.

Со временем молодой Кивель заработал авторитет и репутацию строгого, но справедливого работника милиции, которого боялись нарушители и уважали законопослушные люди. В итоге через год пошел на повышение — предложили вакансию милиционера-участкового в Бездежском сельсовете. Ситуация была не из простых: 12 деревень считались проблемной территорией. Регулярно фиксировались мелкие кражи, потасовки, семейные скандалы, фронт работы намечался немалый.

Начал с того, что пришел к председателю Бездежского сельсовета и попросил составить список тех, кто представляет угрозу обществу или своим семьям, — вспоминает первый рабочий день участковый. — В нем оказалось больше 10 фамилий. Собрал этих товарищей и сразу дал понять: у меня не будет ни «белых», ни «черных», то есть ни своих, ни чужих. Все будут жить по закону.

Ночной спарринг

Увещевания участкового, впрочем, доходили не до каждого. Некоторые и дальше продолжали гнуть свою линию. Криминальный элемент пытался запугать милиционера. Однажды поздно вечером Николай Григорьевич возвращался домой из деревни Гутово через лес. На половине пути небольшую дорогу внезапно перегородил трактор.

— В нем было три человека. Главный, завидев меня, сразу вышел из кабины и строго спрашивает: «Тебя тут, на месте, или как?» Началась драка. Уложил одного, второго, а третий сам убежал. После этого инцидента жители Гутово рассказывали, что троица вмиг испарялась, как только слышала звук моего мотоцикла.

Чтобы навести порядок на вверенной территории, участковый создал добровольную дружину — к слову сказать, первую в Брестской области на тот момент. Бойцы (в основном аграрии из колхозов) патрулировали территорию сельских клубов и дискотек по выходным и контролировали, чтобы не было драк и ссор. Дежурили, как принято говорить, до последнего клиента, поэтому уходили только под утро. Потасовок, драк в итоге стало меньше. Но все это лишь борьба с последствиями. Важнее было устранить причины таких конфликтных ситуаций, поэтому Кивель еженедельно встречался с асоциальными гражданами. Разговаривал по душам, старался помочь оступившимся. И в некоторых случаях результаты превзошли ожидания.

— Примерно с половиной из тех, с кем я воевал тогда, сейчас поддерживаю дружеские отношения. Эти люди стали для меня близкими, — уверяет Кивель.

Всего за год работы участковым Бездежский сельсовет превратился из проблемного в образцово-показательный. На службе приходилось пропадать сутками. Бывало, среди ночи в окна его дома стучались люди — значит, кому-то в деревне нужна была помощь.

Как-то раз глубокой ночью поступило сообщение: в соседнем доме пьяный муж закатил скандал. Бегом туда. На пороге встречает жена в слезах, говорит: «Пройди в зал, сам все увидишь». А там изрядно выпивший глава семейства «учит» бороться семилетнего сына... Тогда я с ходу предложил Александру провести спарринг со мной, а не с ребенком.

Раунд был недолгим: участковый нейтрализовал буяна в один прием. Тот от страха дал деру через окно… Такие истории, добавляет Николай Григорьевич, происходили, впрочем, нечасто.

Я повидал всякое за треть века, — подытоживает Кивель. — Видел и горе, и радость в семьях. Всегда старался поддерживать людей, в какую бы трудную ситуацию они ни попали.

Сын за отцом

Своим энтузиазмом и служебным азартом Кивель заразил семью. Например, жена Лидия Кирилловна за несколько лет работы Николая Григорьевича стала его «секретарем»:

— Рядом с телефоном у нас всегда лежала книжечка, куда я записывала все обращения к мужу, а потом сортировала их по степени важности. Когда Николай приходил на обед, все ему передавала, и он уже принимал решения.

Сын Николая Григорьевича Виталий с детства наблюдал за отцом, в четырехлетнем возрасте даже попросился с ним на дневной выезд. Ну а после окончания школы не раздумывал, по какому жизненному пути пойти: поступил в Академию МВД. Было время, когда отец и сын работали вместе на одном участке.

Мне это нисколько не мешало, — рассказывает Виталий Николаевич, который сейчас занимает должность начальника отдела охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности в Дрогичинском РОВД. — Наоборот, всегда в трудные минуты знал, к кому обратиться. Мой отец — самый первый и главный наставник.

Сослуживцы Николая Григорьевича единодушны в оценке его профессиональных качеств — пример для подражания, высоколассный специалист. Факты говорят сами за себя. Николай Кивель стал вторым милиционером в Брестской области, который посвятил органам внутренних дел больше 30 лет жизни. Министр внутренних дел дважды продлевал срок его службы. А благодарности и почетные грамоты занимают чуть ли не половину шкафа. В нем, кстати, участковый до сих пор хранит свою форму, которую повесил на вешалку в 2012 году…
СПРАВКА

17 ноября службе  участковых инспекторов Беларуси исполнилось 95 лет.
avramenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter