С торговым миром на ты

Беларусь практически готова к вступлению в ВТО, тем не менее  со стороны руководства организации пока нет никаких намеков ни на то, когда может состояться возможное воссоединение со всемирным клубом-экспортером

По данным Министерства иностранных дел Беларуси, в 2007 году товарооборот нашей страны с государствами—членами ВТО превысил 40 % общего товарооборота. При этом объем белорусского экспорта в эти державы в 1,5 раза превышает импорт. Эта позитивная динамика говорит о том, что вступать в ВТО необходимо. Беларусь практически готова к этому шагу, тем не менее  со стороны руководства организации пока нет никаких намеков ни на то, когда может состояться возможное воссоединение со всемирным клубом-экспортером. Получается как в старой присказке: «Невеста замуж выйти бы и рада, да жених пока не определился с тем, что ему надо».

Кто  есть  кто  в  ВТО

Полноправными членами ВТО сегодня является 151 государство. Среди них и такие страны, как Гаити, Лихтенштейн, Куба, Мьянма. Кстати, присутствие в организации Тайваня не помешало в 2001 году вступить в ВТО Китаю. В 1997 году туда была принята Монголия, а в 2004-м — Камбоджа. Статус наблюдателей в ВТО имеют 27 государств и 60 международных организаций, в том числе МВФ и Всемирный банк.

Из стран СНГ в ВТО уже вступили Киргизия, Грузия, Молдова и Армения. Имеют статус наблюдателей и ведут переговоры о присоединении Азербайджан, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Украина вскоре тоже может присоединиться к этой организации. В начале февраля 2008 года должно состояться очередное заседание рабочей группы по вступлению этой страны в ВТО.

Попасть в ряды стран-членов этой организации планирует еще 30 стран мира. В организации действует принцип консенсуса, то есть для приема в этот клуб страна-кандидат должна подписать соответствующие договоры с действующими членами ВТО. В последние несколько лет темпы приема новых членов существенно замедлились, и сегодня в среднем в ВТО принимается всего 1 страна в год.

Таких  не  берут?

Впервые Беларусь получила статус страны-наблюдателя и начала переговоры по присоединению к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГСТТ — структуру-предтечу ВТО) еще в далеком 1992 году. В 1996 году после переименования организации этот процесс стал целена­правленным. Несмотря на то, что Беларусь за последние 10 лет значительно активизировала усилия по присоединению к международному клубу экспортеров и даже заметно продвинулась в этом направлении, примерная дата, когда страна присоединится к союзу свободной торговли, до сих пор остается открытой. При этом белорусская сторона сама не решается ее прогнозировать, мотивируя это тем, что названная дата автоматически может стать для руководителей совета ВТО своеобразным «деадлайном» по приведению законодательной и тарифной базы страны-кандидата к международным нормам, а страны-участники начнут требовать уступок в решении того или иного вопроса.

О вступлении в ВТО неправильно говорить как о каком-то одномоментном акте. Скорее, это длительный процесс, начинающийся задолго до подписания соответствующих соглашений и заканчивающийся 5—10 годами спустя после получения страной членского статуса. По мнению международных экспертов, за последнее время Беларусь особенно продвинулась в области стандартов, защиты интеллектуальной собственности, а также в выполнении требований в области сельского хозяйства. По системным вопросам, внешней торговле и тарифному урегулированию переговоры еще продолжатся.

По словам главы Департамента внешнеторговой политики Министерства иностранных дел Антона Кудасова, значительный прорыв в отношении приведения белорусского экономического  законодательства к нормам ВТО, согласно видению их партнерами, произошел и в 2007 году. «В отношении Беларуси свои требования по приведению законодательной и экономической базы к определенным нормам в свое время пожелали предъявить 20 государств. С десятью из них белорусской стороной уже подписаны протоколы», — указывает специалист. Впрочем, самые сложные переговоры еще впереди. Беларуси предстоит договариваться с США и Евросоюзом — коллективным членом ВТО, состоящим из 27 государств. А вот в переговорах с Японией, Южной Кореей, Бразилией и Норвегией, по мнению белорусских дипломатов, в последнее время удалось существенно продвинуться.

Преимущества полноправного участника мирового рынка для Беларуси, прежде всего, связаны с возможностью пользоваться гарантиями, которые дает своим участникам Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Отечественные товары уже нельзя будет подвергать дискриминации на рынках других стран, а в случае возникновения конфликтных ситуаций у Беларуси будет доступ к разработанному ВТО механизму решения торговых споров. Сейчас белорусский экспорт сталкивается на зарубежных рынках с целым рядом барьеров, таких, как  антидемпинговые процедуры, квотирование, лицензирование и т.д. Устранение этих преград позволит экспортерам получать дополнительно до $ 100 млн. ежегодно.

По всей видимости, в течение этого года состоится очередной раунд переговоров о вступлении Беларуси в ВТО. Многосторонних переговоров не было с 2005 года, и формально с этой даты новых требований по отношению приведения белорусского законодательства к нормам организации никто не выдвигал. Но надеяться на то, что их и не выдвинут, неразумно. Самым серьезным испытанием на пути в ВТО может стать Евросоюз. «Однако пока понимание есть только на экспертном, а не на политическом уровне. Мы видим только признаки потепления и этому очень рады. Никто не строит иллюзий, что мы пройдем мимо ЕС», — пояснил Антон Кудасов.

Спорный  вопрос

Вопрос об экономической целесообразности членства Беларуси в ВТО до сих пор считается открытым. Ведь это отнюдь не пропуск в торговый «коммунизм», а всего лишь средство развития экономики. Конечно, от членства Беларуси в ВТО белорусские граждане только выиграют: их благосостояние вырастет, прирастет ВВП. Однако будут и минусы. Проиграть может лесная, деревообрабатывающая, стекольная, фарфоровая, фаянсовая и легкая промышленность, а выиграют химическая и нефтехимическая отрасли, металлургия и машиностроение. Эксперты считают, что первыми жертвами ВТО станут секторы экономики, сегодня максимально оберегаемые государством и поддерживаемые субсидиями и льготными кредитами. Если наши переговорщики уступят давлению мировых держав, то большие неприятности также ожидают банковский сектор и страховые компании. Эти финансовые организации по размерам капитала несравнимы с иностранными конкурентами.

А вот самый актуальный вопрос сотрудничества с восточным соседом успешно разрешился в прошлом году. В случае присоединения одного из государств к ВТО Беларусь и Россия не будут требовать взаимных уступок. По итогам официального визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Минск в декабре 2007 года стороны подписали заявление, в котором отметили, что Россия и Беларусь предпримут согласованные действия по присоединению к ВТО, координации тарифной и нетарифной политики.

Пока же Беларусь предлагает России решать спорные вопросы применения субсидий производителям промышленных товаров не по правилам ВТО, а на уровне органов Союзного государства. Например, в вопросе регулирования субсидий производителям сельхозпродукции стороны могут выйти на уровень неприменения друг к другу  компенсационных мер. «Вопрос о субсидиях в отношениях с Россией состоит в том, чтобы мы смогли договориться о таких правилах субсидирования, чтобы не применять компенсационных мер. Компенсационная мера — это пошлина или иная мера, которая применяется на границе в случае ввоза товара, производство которого было субсидировано. Эта субсидия рассчитывается и начисляется в виде пошлины», — пояснил Антон Кудасов.

За последнее время Россия создала прецедент использования данной меры в отношении белорусского свекловичного сахара. Специалисты МИДа отмечают, что подобные действия несовместимы с правилами ВТО. Поэтому чем скорее Беларусь вступит в ВТО, тем это будет более правильным для Таможенного союза с Россией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter