Выездной туризм и в небольшом районе может принести неплохой доход, но есть нюансы
ЗАРАБОТОК в провинции на путешествиях традиционно принято ассоциировать с агротуризмом. Налоговая нагрузка — минимальная, условия ведения бизнеса — простые и прозрачные. Потому усадьбы растут как на дрожжах. Но только ли этим ограничивается туристическая деятельность в деревнях и райцентрах? Вполне неплохо заработать можно не только на внутреннем отдыхе, но и на выездном. И получить при этом поддержку государства. Такой возможностью воспользовался Юрий ТОРБА из Сморгони, который три года назад обратился в местный центр занятости в поисках новых путей для заработка, а теперь возглавляет собственное турагентство.
От Сморгони до Гродно — почти 240, до Минска — около 130 километров. Путь не самый далекий. Но все же — расстояние. Некоторых оно останавливало. Однозначно, удобнее, когда услугу можно получить на месте, никуда не выезжая. Даже если она с приставкой «тур». Так рассуждал и Юрий, когда решился на открытие агентства:
— С туристическим бизнесом никогда связан не был. По образованию технарь, а работал до этого в нескольких компаниях сотовой связи. В одной — в поддержке клиентов, в другой — руководил районным офисом. А потом решил заняться собственным делом. Супруга некоторое время работала в турфирме, потому была знакома с нюансами дела. На семейном совете и решили, что выгоднее всего заняться туризмом. Такое направление в нашем районе практически не было развито. В то время как в Молодечно работало 19 турагентств, у нас было одно, и то готовилось к закрытию. Ниша свободная, конкуренции — нет. Почему бы не попробовать?
Вариантов несколько: стать туроператором или турагентом. В первом случае необходимо придумывать и утверждать маршруты, «обкатывать» их. Во втором — заключить договор с оператором и предлагать те туры, которые уже разработаны. Выступать, по сути, посредником. Для небольшого райцентра и к тому же начинающего предпринимателя именно второй путь более выгодный:
— Стать турагентом можно даже в самой глухой деревне. Сегодня этот бизнес целиком зависит от интернета. Вплоть до подписания договора все нюансы и предложения можно обсуждать с клиентом при помощи той же электронной почты. Другой момент, что, поскольку регистрируешься как индивидуальный предприниматель и к тому же оказываешь услуги, необходим офис, утвержденный график работы.
Порог вхождения в такое дело — невысокий. Для организации бизнеса необходим компьютер, интернет и арендованный офис. И можно начинать. Начальный капитал Юрий получил от центра занятости:
— Сразу прошел обучение на курсах предпринимательской деятельности. А затем мне выдали безвозмездную субсидию — чуть больше тысячи долларов. Эти деньги ушли на организацию офиса. Самое сложное — найти подходящее помещение. В малых населенных пунктах, где офисные центры практически не встречаются, не так много свободных помещений. Но в итоге удалось найти — за аренду и коммунальные услуги в зимнее время плачу примерно 60 долларов.
СЕГОДНЯ у Юрия заключены договоры примерно с десятью операторами. Прямо из Сморгони можно заказать тур хоть на Маврикий. Но столь экзотические направления у местных жителей непопулярны по понятным причинам — слишком дорого. Самые ходовые туры — в Турцию, Черногорию, Египет, Болгарию. Ежемесячно в горячий сезон — с мая по сентябрь — удается заключить порядка 20—25 договоров. А вот зимний сезон, рассказывает Юрий, на клиентов не богат:
— Абсолютно «мертвый» период — за месяц один-два договора, и все. Хотя район у нас сельскохозяйственный, казалось бы, наоборот, когда горячий сезон полевых работ проходит, можно съездить на отдых. Но тенденцию переломить пока не удается — чаще едут в августе. Сельчане тоже за турами обращаются. Взять, например, Жодишки — агрогородок крепкий, есть работа, можно и на отдых деньги отложить. Обращаются клиенты и из близлежащих районов — Островецкого, Ошмянского. Для оформления тура не нужно ехать в тот же Минск — все под боком.
Самую лучшую рекламу в районах делает, конечно, сарафанное радио: если клиент остался доволен, то жди новых. Еще один действенный способ привлечь аудиторию, признается предприниматель, — социальные сети:
— Создал группы в популярных соцсетях — и там выкладываю информацию об акциях, лучших турах, предложениях. Больше всего клиентов «завлекла» именно такая реклама. К тому же она совершенно бесплатная, но нужно постоянно привлекать аудиторию, обновлять страницу, добавлять новости. При этом интернет помог заявить о себе не только в Сморгонском районе, но и в соседних. Так что, по сути, совершенно неважно, где расположен офис — даже пусть в небольшой деревне, — найти заинтересованных людей можно.
А как с налоговой нагрузкой для такой деятельности? Изначально Юрий платил подоходный налог — сразу 15 процентов, затем ставка увеличилась до 16 процентов:
— С прошлого года перешел на упрощенную систему налогообложения. Плачу налог с выручки. Но есть важный момент, который не учтен в Налоговом кодексе: путевка стоит, к примеру, тысячу долларов, но у меня доход с нее не такой. Прибыль моя в зависимости от договора с оператором составляет от 5 до 10 процентов от этой суммы. Необходимо обратиться в налоговую службу, чтобы налог изымался не с общей стоимости тура, а именно с фактической прибыли. Проблем с этим не возникает, но известить специалистов необходимо, чтобы потом не попасть впросак. Одним словом, заработать на турбизнесе можно и в небольшом райцентре. Единственное, что многое зависит от того, есть у людей зарплаты или нет. В этом отношении в крупных городах проще, хотя, с другой стороны, там конкуренция между агентствами выше. И те способы раскрутки, которые применимы у нас, те же соцсети, в Минске уже не действенны.
Досье
Название
«Турклуб»
Форма регистрации: ИП
Сфера деятельности: оказание туристических услуг
Количество наемных работников: нет
Целевая аудитория: жители Сморгонского и близлежащих районов
Начальный капитал: безвозмездная субсидия от центра занятости
Бонусы: бесплатные курсы предпринимательской деятельности, субсидия на развитие бизнеса