С тигром дружить можно. Украинский дрессировщик Виктор Никулин не советует укрощать больших кошек при помощи кнута и кормить их пряниками

Найти дрессировщика, а тем более специалиста по тиграм, в Беларуси непросто. Цирковых династий, наподобие семей Запашных или Багдасаровых, у нас нет. Укротителей-одиночек — тоже. Тем не менее “повелителя” больших диких кошек мы отыскали. В эти дни в Белгосцирке с большим успехом идут предновогодние представления. Один из самых популярных аттракционов — “Дрессированные хищники”. На потеху публике выступают гиены, рыси и львы, а “дирижирует” ими укротитель из Украины Виктор Никулин. За свою карьеру он успел поработать с самыми разными “хвостатыми и клыкастыми”, в том числе и с тиграми.

Не тот самый Никулин

В цирковом мире фамилия Никулин широко известна. Однако к легендарному актеру и клоуну Виктор Никулин не имеет никакого отношения, как и его родители — к цирку. Папа — профессор в университете, мама — инженер в военном проектном НИИ. Сын вроде бы должен был стать музыкантом. Но неожиданно из Краснодарской филармонии он подался в укротители.
— Я устраивал гастроли для разных коллективов, а однажды мы пересеклись с цирком, — вспоминает Виктор Георгиевич. — Так мы начали гастролировать вместе. Было время, когда люди охотно ходили на представления циркачей, а потом посещаемость упала. Зрителей надо было привлекать чем-то новым. Например, номерами с участием хищников. Пригласить дрессировщика со стороны всегда непросто, поэтому я решил сам освоить эту профессию.

Маугли в волчьей стае

Свою “укротительскую” деятельность Виктор Никулин начал с лисиц, а дошел до львов и леопардов.
— Работал с дикобразами, обезьянами, песцами, чернобурками, — перечисляет дрессировщик. — Чтобы найти общий язык с животным, надо понять, какими инстинктами — прежде всего охотничьими — оно руководствуется. Отсюда и особенности характера. Например, лиса никогда не станет ручной. Она постоянно будет нервничать, кусаться, потому что в ее поведении преобладает страх. У лис в природе много врагов. А вот львы ведут себя гораздо спокойнее, они осознают свою силу.
Укротитель Никулин известен тем, что ему первому удалось добиться результатов при работе с группой волков. До него считалось, что успешно дрессировать серых можно только поодиночке. Ведь если в клетке находится больше одного волка, то действуют законы стаи. И здесь уже как бы не до дрессуры. Виктор Никулин доказал, что это не так.— Ты входишь в клетку и живешь по законам стаи, как Маугли, — делится он своим секретом, — при этом всегда остаешься начеку. Когда стая берет в кольцо — это очень страшно. Главное в такой ситуации — не нервничать и действовать спокойно... Волк не может впиться в жертву острыми когтями, как лев или тигр. Он в отличие от собаки не летит зубами вперед. Волк сначала сбивает жертву с ног и только потом начинает ее грызть. Во время прыжка можно уйти от атаки, хотя волк прыгает высоко, на уровне головы.
Сейчас Никулин выступает с гиенами. Этих обитателей саванны прежде тоже относили к числу тех, кто не поддается дрессировке.

“Все хищники злопамятны”

Впрочем, выдрессировать животное вовсе не значит полностью обезопасить себя от нападения. Бунты случаются, причем не только во время репетиций, но и перед зрителями. В сентябре этого года на гастролях в Бресте Виктору Никулину преподнесла сюрприз гиена Руся, которая неожиданно вцепилась ему в ногу. А ведь укротитель совсем маленькой взял ее в Гродненском зоопарке, разрешал ей спать в своей постели.
— Для нашей профессии это обычное явление, — говорит Никулин, — приходится терпеть. Хотя каждый укус, даже самый слабенький, связан с наложением швов.
По словам дрессировщика, всем хищникам присуща злопамятность.

Кнут и пряник

Этот метод в работе с большими кошками не применим. Пряники они не едят, а насчет кнута дрессировщик предлагает следующее: возьмите сами кнут и попробуйте ударить им льва. Посмотрите, что получится.
— Как говорит моя коллега Людмила Шевченко, лев — это царь зверей и его обижать нельзя. А если затронете его достоинство, он покажет, кто здесь пустое место. Раздавит, как мышку, и даже не почувствует.
Доводилось Виктору Никулину работать и с тиграми — он помогал ставить номер своему коллеге. Своих тигров у Никулина нет. В неволе они размножаются хуже, чем львы, а потом и найти их труднее, и стоят они дороже. Впрочем, кое-какие впечатления от “сотрудничества” с этим хищником у дрессировщика остались.
— Тигр, если мы говорим об уссурийце, вынужден целыми днями рыскать по тайге, чтобы поймать оленя. Это не саванна с ее изобилием. Допустил промах на охоте — начинай все сначала. Поэтому тигр более профессиональный охотник, нежели лев, он резче, приспособленней к атаке, не такой ленивый. Тигры — они всегда начеку. Хотя приручаются в раннем возрасте они проще, чем львы. С тигром можно подружиться. И укротить следующий год — тоже...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter