Обостряется проблема замены и обслуживания лифтов

С таким багажом на лифте не подняться

Знаете, какое задание в минувшем году оказалось самым провальным в ЖКХ? План по замене лифтов. Договаривались смонтировать 1.000 новых, по факту сделали только треть. Наверное, в качестве компенсации задачу на 2015–й усложнили: обновить придется уже 1.107 кабин. Но ведь проблема не только в этом. Хозяина у этого оборудования нынче практически нет!

Жильцы ежемесячно производят плату за лифт и думают, что свою миссию выполнили и все будет в порядке. Местные власти определенную часть суммы дотируют и тоже предполагают, что все должно быть нормально. Жилищно–эксплуатационная организация уверена: лифты находятся на полном техническом обслуживании в специализированной организации, которая получает деньги и, стало быть, за оборудование и его технически исправное состояние отвечает. Но почему же тогда лифтовые кабины в подъездах множества домов находятся в ужасном состоянии? Обшарпанные стенки, двери ржавые, исцарапанные, потолки грязные, плесень, покрытие пола стерлось до металла. Это я вам сейчас вкратце описываю то, что увидел в соседних домах. И что стало нормой. И до чего, похоже, никому дела нет, несмотря на пристальное внимание к работе системы ЖКХ на самом высоком уровне. Жильцы из 3–го подъезда дома 18 по переулку Гоголя, увидев у меня в руках фотоаппарат, стали просить помочь навести порядок в лифте: «Мы бы и деньги заплатили, да только не знаем, куда обратиться?!»

А, действительно, к кому они должны обратиться? В ЖЭУ или в обслуживающую лифт организацию? По поводу состояния кабины, дверей, плафонов, кнопок и поручней. По собственному опыту могу судить: уповать на лифтовую службу — дело бесперспективное. Не знаю, как в других регионах, а у нас лифтеры просят у меня даже лампочки. Говорю им подкрутить крепления. Отвечают: инструмента нет. А в ноябре минувшего года эксперт ОАО «Беллифт» предписал нам демонтировать кнопку «стоп» в двух лифтах дома. По каким–то причинам им не удалось настроить пульт управления кабины надлежащим образом, чтобы она по команде изнутри останавливалась. Не придумали ничего лучше, как демонтировать кнопку. Теперь, чтобы почистить и покрасить двери кабины, пришлось отключать электроэнергию и вооружаться фонариками. Так что же это за уровень такого «полного технического обслуживания»? И куда, позвольте спросить, мы в итоге придем? А ведь лифты — устройства повышенной опасности.

С прошлого года согласно постановлению Правительства № 571 от 12 июня плата за пользование лифтом состоит из затрат не только на их эксплуатацию, но и на техническое обслуживание и ремонт. Себестоимость техобслуживания, как говорят в Минжилкомхозе, будет складываться из фактических затрат обслуживающих организаций. В связи с этим хотелось бы уточнить, каких: тех, которые дом обслуживают, или непосредственно отвечающих за лифты? Так, если внимательно изучить перечень видов работ по текущему ремонту жилфонда, утвержденному постановлением Министерства ЖКХ № 12 от 4 июля 2014 года, то ремонта кабин лифтов там нет. Следовательно, эксплуатационная организация не имеет права выполнять это ни за деньги бюджета, ни за средства граждан. Как хочешь, так и крутись. Если на обслуживании один дом, то, возможно, банки краски и куска бэушного линолеума, оставшегося у кого–то из жильцов после ремонта, хватит, если председатель товарищества ответственный и болеет за дело. Но в ЖЭУ сотни подъездов, где директор найдет деньги на восстановление всех кабин?

С организацией, обслуживающей непосредственно лифты, еще сложнее. По договору она счет выставляет не жильцам, а, к примеру, нам, как эксплуатирующему дом юрлицу. Причем сумма вдвое выше, чем тарифы для жильцов. Кто тогда разницу возмещать будет? Который год обращаюсь в вышестоящие инстанции, прошу собрать руководителей ЖЭУ, товариществ, КИЗов, ЖСПК и выработать единый для всех регламент действий с учетом особенностей каждой организации. Но, увы, похоже, никому до этого дела нет.

Как выкрутились мы? Попросили жильцов скинуться на полбанки краски, лампу дневного освещения, поручень с набором крепления и линолеум. Получилось 420 тысяч, разделили на 36 квартир, по 11,5 тысячи рублей с каждой. Цена вопроса. Теперь не стыдно врачей из санстанции водить на экскурсии. Кстати. Техническое состояние лифтов раз в год в обязательном порядке проверяется. Но в работе приемочной комиссии не принимают участия работники санитарных служб. Хотя лифты, которые я сфотографировал, не вписались бы ни в какие санитарные нормы. Пусть бы парочку закрыли, получилось бы привлечь внимание к проблеме. А то ведь неудобно. Вроде европейская страна, столько иностранцев в гости приезжает, а как в лифт некоторых домов зайдешь, так в берлоге и то, наверное, чище.

sergey_shevtcenk@mail.ru

Советская Белоруссия № 27 (24657). Четверг, 12 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter