С широко открытыми глазами

Такие заболевания, как глаукома и катаракта, уже давно перестали быть приговором зрению...

Такие заболевания, как глаукома и катаракта, уже давно перестали быть приговором зрению

Высокотехнологичные диагностические приборы, лазерная техника, выполнение хирургических операций повышенной сложности — именно этого требует современная офтальмология. Ведь глаза, как известно, не только зеркало души, но и самый важный орган чувств. Поэтому открытие офтальмологического отделения вместо кабинета в Республиканском клиническом медицинском центре Управления делами Президента Республики Беларусь, которому в эти дни исполняется 80 лет, — веление времени. Это подразделение известного медицинского центра распахнуло двери как для жителей нашей страны, так и для иностранных граждан, которые нуждаются в диагностике и лечении патологий органа зрения на самом современном уровне.

— Пойдемте посмотрим, как проводится исследование пациента с помощью фундус-камеры, — предлагает заведующий отделением Виктор Пустовойт.  — Этот прибор предназначен для ранней детальной диагностики и фоторегистрации патологических очагов при заболеваниях сетчатки и зрительного нерва.

В этом суперсовременном аппарате одновременно соединены  видеокамера и высококачественная оптика, которые позволяют проводить цветную фотосъемку патологических процессов в глазу. Оборудование подключено к компьютеру, поэтому фотографии сразу же отображаются на экране монитора.

— Снимки, как видите, высокого разрешения, поэтому дают нам всю необходимую информацию, — комментирует Виктор Пустовойт. — С помощью специальной компьютерной программы с ними можно работать дальше, например, накладывать цветные фотоизображения и получать панорамную картину глазного дна, определять точки просачивания патологической жидкости в сетчатке, зоны локальной  ишемии и так далее. После анализа этой информации можно наиболее точно сказать, какая терапия подойдет пациенту лучше всего.

Сейчас на диспансерном учете в офтальмологическом отделении РКМЦ  около 700 человек. Самое распространенное заболевание  — глаукома. Техническое оснащение дает врачам подразделения точно такие же возможности уловить самое начало развития глаукомного процесса, как и их коллегам за рубежом. Методы исследования включают в себя измерение внутриглазного давления, в том числе  бесконтактным способом, гониоскопию — изучение угла передней камеры на щелевой лампе, оптическую когерентную томографию сетчатки и диска зрительного нерва, кинетическую и статическую периметрию и так далее.

Отправляемся в диагностический кабинет, и я занимаю место в кресле перед бесконтактным тонометром.

— Ваша задача — не двигать головой, не моргать и смотреть на зеленную точку, — инструктирует меня Виктор Пустовойт.

Когда взгляд сфокусирован, аппарат мягко направляет в глаз струю воздуха и уже через несколько секунд выдает результат измерения. Все просто и безболезненно.

В этом же кабинете находится и немецкий прибор Stratus OCT. С его помощью мужчине средних лет делают оптическую когерентную томографию сетчатки и диска зрительного нерва, а это мировой уровень, золотой стандарт диагностики глаукомы. На экране компьютера появляется картинка.

— Что это? — интересуюсь я.

— Это слои сетчатки, — объясняет заведующий отделением. —  Здесь используется излучение ближнего инфракрасного диапазона, при помощи которого мы получаем прижизненное изображение поперечного среза сетчатки. Можете себе это представить? Получив такое изображение, врач-офтальмолог заметит любые дефекты слоев: разрывы, повреждения, отеки. Картинка поступает на экран компьютера, потом мы распечатываем ее на цветном принтере и делаем так называемый паспорт глазного дна человека, который помещается в наш банк данных. Этот архив очень важен, потому что, во-первых, позволяет нам отслеживать динамику процессов, которые происходят в заднем отрезке глаза. А во-вторых, помогает точно ответить на вопрос, является ли нестандартный рисунок сетчатки вариантом нормы или все-таки болезнью.

Еще один офтальмологический прибор мирового уровня в диагностическом кабинете — компьютерный периметр. Он незаменим при распознавании дефектов поля зрения порогового значения при диагностике глаукомы, заболеваний сетчатки, неврологических поражений, катаракты. Это важно, например, в случаях, когда пациент готовится к операции по поводу катаракты и хочет знать степень снижений зрительных функций за счет помутнения хрусталика или заболевания сетчатки.

Миллионы пожилых людей во всем мире очень хорошо знакомы с формулировкой «влажная форма возрастной макулодистрофии». Именно это тяжелое заболевание — наиболее распространенная причина значительной потери зрения в возрасте старше 50 лет. Оно поражает важнейшую область глаза — макулу сетчатки, которая отвечает за центральное зрение, а ее нормальная функция важна для чтения, письма, работы за компьютером. Проявления заболевания вызывают у человека невыносимый дискомфорт: затуманивается зрение, искривляются предметы и буквы, искажаются цвета, перед глазами появляются пятна с размытым изображением.

— Из-за недостатка кислорода в сетчатке происходит рост новых неполноценных кровеносных сосудов. Их стенки тоньше обычных, поэтому легко разрываются, а это приводит к кровоизлиянию и отеку сетчатки. В результате нарушается зрение и снижается его острота, — рассказывает Виктор Пустовойт. — Это заболевание мы успешно лечим. С помощью тончайшей иглы в условиях операционной в глаз безболезненно вводится ингибитор ангиогенеза — авастин, который останавливает рост новых сосудов. Отек исчезает, а зрение улучшается.

Заканчиваем экскурсию по офтальмологическому отделению в кабинете лазерной микрохирургии глаза. Здесь стоит комбинированный лазер, с помощью которого офтальмохирург отделения выполняет операции при глаукоме, дефектах сетчатки, которые появились из-за близорукости, осложнений сахарного диабета, дистрофии, разрывов и отслойки сетчатки, при вторичной катаракте. Кроме лазерных вмешательств,  в операционной офтальмологического отделения РКМЦ выполняются операции по бесшовному удалению катаракты с имплантацией искусственного хрусталика, антиглаукомные и реконструктивные операции, в которых нуждаются пациенты, получившие, например, травму глаза.

— Помню, двенадцать лет назад мне пришлось оперировать женщину со злокачественной опухолью радужки, — рассказывает Виктор Пустовойт. — Тогда стоял вопрос в первую очередь о спасении жизни пациентки. Тем не менее мы сделали все возможное и для сохранения зрения: удалили вместе с опухолью поврежденный хрусталик, вместо него поставили искусственный, заменили пораженный опухолью участок радужки искусственным фрагментом. И недавно, спустя столько времени, эта женщина пришла на прием, и оказалось, что она видит шестую строчку таблицы при проверке остроты зрения. А ведь за последние десять лет наша отечественная офтальмология шагнула далеко вперед. Поэтому не нужно бояться идти к врачу и тем более заранее настраивать себя на негативный результат. Катаракта, глаукома и другие заболевания — уже давно не приговор.

На снимке: на приеме у Виктора ПУСТОВОЙТА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter