В Деловом и культурном комплексе Посольства Беларуси в России проходит выставка «Гений земли белорусской», посвященная 125-летию поэта Максима Богдановича

С Шаляпиным дружил, родством с горьким дорожил...

В Деловом и культурном комплексе Посольства Беларуси в России проходит выставка «Гений земли белорусской», посвященная 125-летию поэта Максима Богдановича.


Более сотни фотографий привезли из Литературного музея поэта в Минске.
Фото: Ирина МУСТАФИНА


Современники часто называли Богдановича «белорусом с берегов Волги». Писатель прожил всего-навсего 25 лет, почти как Лермонтов. Его жизнь унесла не шальная пуля, а распространенный в то время туберкулез. Двенадцать лет Богданович прожил в Нижнем Новгороде, восемь – в Ярославле и только шесть – на родине в Беларуси. Похоронен поэт и вовсе в Ялте, куда приезжал поправить здоровье.

– Человек с детства жил вдали от родины, сам изучил язык предков, писал на нем стихо­творения и добился немалых высот. Причем не подражал европейцам и россиянам, а создал свою, белорусскую, поэзию! Богданович для нас, как для русских Пушкин, – сказал на открытии выставки советник-посланник Посольства Беларуси в России Юрий Ярошевич.

Все экспонаты – из Литературного музея Богдановича в Минске.

– Юбилей поэта отметим 9 декабря. Обязательно приезжайте в Минск. У нас здесь еще 19 тысяч экспонатов. Даже искушенные москвичи будут удивлены, – объяснила старший научный сотрудник музея Юлия Мацук.

Выставка в посольстве разделена на две части. Один стенд посвящен семье и окружению поэта. Второй – его творчеству. Самые любопытные экспонаты – семейные фотографии.

На одном из снимков семья Богданович – родители и трое сыновей: Вадим, Максим и Лев.

– Мать поэта была не-обычной барышней. Ездила учиться в Петербург и там порядком эмансипировалась. Вернулась в Минск с короткой стрижкой, курила, говорила только на русском. В общем, по тем временам вела себя вызывающе, – рассказывает белорусский историк Михаил Барановский. – На этой фотографии не хватает двух дочерей – они появились на свет чуть позже. Из-за частых родов здоровье Марии Богданович было очень слабым. Мама умерла, когда будущему поэту было пять лет, совсем кроха…

Отец поэта Адам Богданович был известным этнографом. Как и жена, говорил и писал исключительно на русском. Родной язык Максим освоил благодаря родственникам. Согласно легенде, первые слова, которые мальчик узнал на белорусском, были… нецензурными.

Целая серия фотографий на выставке – нижегородского периода. Там семья Богданович познакомилась со знаменитым уроженцем Нижнего Алексеем Пешковым (Максим Горький) и Федором Шаляпиным, который некоторое время жил в Новгороде.

– У них была большая компания, – рассказывает М. Барановский. – Часто собирались вместе, обсуждали новые романы, развлекались так, что Comedy Club отдыхает. Есть даже фотография с Нового года, где Горький тычет метлой в лицо Шаляпину. Кстати, Богданович-старший и Горький не только дружили, но и породнились – женились на сестрах Екатерине и Александре Волжиных.

На фотографиях из Ярославля, куда семья переехала вновь из-за службы отца, М. Богданович уже юноша. На одном из снимков его любовь и муза – сестра одноклассника, пианистка Анна Кокуева. Богданович посвящал ей стихотворения. Но никакого продолжения эта романтическая история не получила.

Есть фото минской писательницы, переводчицы Ванды Левицкой, с которой Богданович переписывался – и не заметил, как влюбился. В каждом письме просил Ванду Левицкую прислать фотографию, но она просьбу игнорировала. Однажды влюбленный не выдержал и без предупреждения приехал в Минск. Но там его ждало разочарование. После встречи с В. Левицкой чувства поэта мгновенно улетучились, – барышня оказалась совсем не такой, какой он ее представлял.

Автор публикации: Ирина МУСТАФИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter