С сертификатом надежнее. И выгоднее

Лесная сертификация — дело не новое. Об этом заговорили   еще десять лет назад, когда возникла угроза экологическому благополучию тропических лесов...

Лесная сертификация — дело не новое. Об этом заговорили   еще десять лет назад, когда возникла угроза экологическому благополучию тропических лесов. История же белорусской сертификации берет отсчет с 1999 года. Тогда был создан Центральный орган по лесной сертификации, разработана соответствующая правовая база, 15 стандартов, устанавливающих требования, которым должно соответствовать качество ведения лесного хозяйства, начата подготовка экспертов-аудиторов по данному направлению.

На сегодняшний день уже  тридцать пять  лесхозов нашей страны имеют документы, подтверждающие качество ведения лесного хозяйства и заготовленной древесины. Из них национальные сертификаты получили 19 лесхозов, сертификаты по системе Лесного попечительского совета (FSC) — 27 лесхозов (одиннадцать хозяйств имеют и тот, и другой сертификаты). Все документы подтверждают то, что ведение лесного хозяйства и заготовка древесины, других лесных ресурсов не причиняют ущерба окружающей среде, рассказывает руководитель группы лесной сертификации Татьяна Слободник. 

Подобная необходимость возникла не на пустом месте. Потребитель стал все чаще задавать производителю вопрос, как отразится процесс изготовления мебели, получения бумаги на национальном богатстве, не вредит ли удовлетворение потребностей человека дальнейшему благополучию лесов, где доказательство рациональной деятельности лесоводов? Теперь на эти вопросы есть ответ – лесные сертификаты. Сегодня эти документы — самое главное доказательство рачительности, обдуманности действий работников лесного хозяйства и деревоперерабатывающей отрасли. 

Есть у лесной сертификации и другая, не менее важная сторона медали — экономическая. Пока наших экспортеров перед фактом того, что несертифицированная продукция за рубежом не будет пользоваться спросом, никто не ставил. Да и ждать этого просто глупо, ведь лесная и деревоперерабатывающая отрасли вносят свой вклад в экономику страны. А западный потребитель вместе с тем становится все более  требовательным, и если раньше за рубежом уделяли внимание только экологической чистоте импортируемой древесины, то теперь стали обращать внимание и на технологию выращивания, переработку, сохранение экологического баланса при вырубке. Сертификация  удовлетворит  все запросы западного потребителя. Впрочем, и национальные интересы не оставив в стороне. Она сделает лесное хозяйство не только экологически ответственным, но и экономически рентабельным. Тем приятнее отметить, что развиваться процесс сертификации в стране стал именно по собственной, белорусской инициативе. 

Сейчас он идет по следующему направлению: развитие национальной системы лесной сертификации, гармонизированной с международными требованиями систем FSC и PEFS (Совет Европейской системы лесной сертификации). По большому счету, эти системы существенно не отличаются друг от друга по экологическим, экономическим, социальным требованиям к ведению лесного хозяйства. Есть, однако, между ними другие различия, важные для Беларуси. Организация FSC — общественная, она не представлена национальным или правительственным уровнями, в то время как в PEFS они входят, а сама организация признает национальные системы лесной сертификации других стран. 

Очень важно, что одновременно с развитием национальной системы лесной сертификации в Беларуси ведется также работа по признанию нашей системы в Совете PEFS, которую там представляет Республиканская ассоциация лесной сертификации (РАЛС). Сейчас идет рассмотрение этого вопроса. Ожидается, он будет положительно решен для нашей страны в течение этого года. Это даст нам возможность вместе с национальным сертификатом выдавать лесхозам и деревоперерабатывающим предприятиям такой документ еще и международного образца. 

Как будет происходить этот процесс по системе PEFS? 

Ежегодно РАЛС, членами которой являются 75 лесхозов, научно-исследовательские учреждения, предприятия, подведомственные Минлесхозу и входящие в ассоциацию, платит членский взнос около 5660 евро Совету Европейской системы лесной сертификации. После признания национальной системы лесной сертификации ассоциация получит право выдавать международные сертификаты PEFS (только на основании соответствующих работ, проводимых национальными органами по лесной сертификации, аккредитованными Госстандартом). Таким образом, деньги, которые прежде получали зарубежные сертифицирующие фирмы, останутся в стране. 

Следует заметить, что сертификация по системе FSC — недешевое удовольствие. Так, для того чтобы получить соответствующие документы, лесхозу нужно выделить тысячи долларов из бюджета. Столько, к примеру, стоила сертификация лесоуправления и лесопользования первопроходца в этом вопросе — Сморгонского опытного лесхоза. Если быть более точной в цифрах, то Фондом дикой природы было выделено тридцать пять тысяч долларов на осуществление пилотного проекта по сертификации этого хозяйства международной аудиторской фирмой «Soil Assotiation Woodmark». Причем эта сумма ушла только на предварительный аудит. Остальную часть денег внесло само хозяйство и предприятие «Беллесэкспорт». 

Значительно дешевле обходится групповая сертификация. Так, в 2006 году она завершена для двадцати пяти лесхозов, объединенных в пять групп. Общая стоимость всех работ составила 100 тысяч евро (включая налоги, предусмотренные законодательством Республики Беларусь). 

В настоящее время в четырех группах, включающих двенадцать лесхозов Брестского, Минского, Могилевского, Витебского производственных лесохозяйственных объединений, уже завершены необходимые работы, и вскоре будет принято решение о выдаче им сертификатов. Групповая сертификация предусматривает и коллективную ответственность. Так, при выявлении нарушений в одном из лесхозов сертификата могут лишиться все участники. Для того чтобы избежать подобного, в группу, как правило, объединяют лесхозы, подведомственные одному ПЛХО, то есть с единой системой управления, принципами ведения хозяйства, подходами. 

Несомненный плюс групповой сертификации и в том, что при такой модели этот достаточно длительный процесс можно значительно ускорить и вовлечь в него как можно больше предприятий, ведь согласно плану проведения лесной сертификации к концу 2008 года почти все лесхозы должны иметь тот или иной сертификат.   

Срок его действия — от трех (для национального сертификата) и до пяти лет (международного аналога). В течение этого времени специалистами регулярно проводятся инспекционные контроли.    

Безусловно, в любом деле важен конечный результат. Работа по сертификации призвана обеспечить устойчивый сбыт древесины как при экспорте, так и внутри страны. Мировой опыт подтверждает, что и цена на сертифицированную древесину будет выше, а это дополнительно принесет в казну не один миллион долларов. Пускай даже тех, которые поначалу будут окупать затратную сертификацию. В любом случае за сертификацией — будущее, и экологически ориентированный рынок лесной продукции диктует национальным производителям необходимость перехода на принципы устойчивого лесоуправления и лесопользования.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter