С семью печатями

Корреспондент «СБ» попыталась купить документ об окончании престижного вуза. И ей это практически удалось
Корреспондент «СБ» попыталась купить документ об окончании престижного вуза. И ей это практически удалось

18 июля в вузах начинаются вступительные экзамены. Борьба за студенческие билеты, а потом пять лет — за диплом. Сессии, нервы, слезы, корпение над курсовыми... А рядом идет другая «охота» на дипломы — тихая и спокойная, без сертификатов, экзаменов, приемных комиссий, договоров. 500 долларов, и через неделю вы обладатель «корочек».

Пару лет назад прямо в центре Москвы, возле ГУМа, я торговалась за диплом МГИМО, как за кулек семечек. Продавцы с табличками на груди «Дипломы. Аттестаты» смело предлагали свой товар, с гарантией качества и сроков доставки. Кажется, если бы попросила лицензию на право продажи, так и ту бы предоставили. Но тогда, в спешке, я только и поинтересовалась:

— А как насчет БГУ?

— Нет проблем, 500 долларов, — не моргнув глазом, заверил продавец.

По приезде домой рассказывала этот случай скорее как анекдот, чем как реальную возможность получить «корочку» белорусского вуза. А недавно в качестве рекламного объявления получаю электронное письмо от... администрации ОАО «Поддельные дипломы». Гарантируя качество и конфиденциальность, менеджеры компании за свой счет предлагали доставить «в удобное для Вас место и время» диплом любого вуза России и СССР за любой год выпуска.

«Оформить заказ и проконсультироваться с нашими менеджерами Вы можете по телефону 8(901)320–2054 или на нашем сайте ДОКУМЕНТОВ–ТОЧКА–НЕТ. Также приглашаем к сотрудничеству партнеров и посредников на основе выплаты 10% с каждого привлеченного клиента (подробности на сайте)».

В общем, набираю номер.

— Могу ли я у вас заказать диплом Белгосуниверситета за 1989 год?

— В принципе, можно. Но это будет как минимум в два раза дороже и в два раза дольше. Сложность получения белорусского диплома, как и любого другого, казахского, например, или украинского, в том, что он дублируется на русском и на национальном языках. Перевод у нас вызывает затруднение. Но если вы предоставите образец такого диплома, мы его сделаем.

— То есть единственная загвоздка — найти образец?

— Да. Хотя не проще ли вам взять российский диплом? Какая разница? Тем более советского образца, все они одинаковые. Вас какая специальность интересует?

— Международные отношения.

— Как насчет Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы?

— А МГУ им. Ломоносова дороже?

— Нет, одинаковая цена. 19.800 российских рублей. Но это чисто «корочка», которая отпечатана на оригинальном бланке ГОЗНАК. По всем правилам, комар носа не подточит. Но, естественно, если глубоко копать, никто эту «корочку» не подтвердит. Вы где собираетесь работать?

— В Беларуси, но на иностранного работодателя в области IT–технологий, — сочиняю на ходу. — Одно высшее техническое образование у меня уже есть, но здесь требуется международное.

— Хм, если к нашим работодателям нанимаетесь, они диплом не проверяют. Знаю по опыту. Никто из наших клиентов не прокалывался. А вот иностранные компании денег на проверку не жалеют. Впрочем... Сами понимаете, есть фирмы, которые торгуют мышеловками, а есть фирмы, которые торгуют нефтью и газом. Чем солиднее предприятие, тем больше проверяют, посылают запросы в вузы. Можно, в принципе, все это дело провести...

— Что вы имеет в виду?

— То есть мы вносим данные в российский реестр выданных дипломов. Делаем записи в самом вузе: все оценки, выписки за все годы — якобы учился, сдавал экзамены, зачеты. Предлагаем вам «поучиться» на заочном. Так будет проще провести. Занимает вся эта процедура — до 3 месяцев. Стоит около 6 тысяч долларов.

— А как я смогу удостовериться, что вы меня не обманываете и я действительно числюсь в архивных записях вуза?

— Перед тем как получить диплом (мы работаем без предоплаты), вы можете сделать запрос в вуз, попросить, скажем, выписку ваших оценок за 3–й курс. Если вам ее присылают, значит, все нормально, вы учились, диплом реальный, платите деньги, забирайте.

— За дипломом придется ехать в Москву или у вас в Минске есть представительство?

— За дипломом можно приехать, можно действовать через доверенное лицо. Можем отправить вам по службе международной доставки документов, но тогда с условием полной предоплаты.

Все оказалось проще, чем я думала. Чтобы обзавестись «корочкой», теперь даже «пятую точку» от дивана отрывать не нужно. Я залезла в сеть и насчитала больше полутора тысяч (!) сайтов, где предлагают полный спектр услуг по изготовлению «народных документов». Здесь же перечень вузов с указанием, в каком году как называлась специальность. Есть форум, есть книга отзывов. Сервис — на самом высоком уровне. Говорят, даже министру образования и науки России Андрею Фурсенко пришло на электронную почту почти официальное предложение «Купите диплом — и измените свою жизнь!»

Конечно, наивно полагать, что белорусы не пользуются такими услугами. Образовательное пространство у нас единое. Но принято считать, что поддельные дипломы — беда исключительно России. Тем временем фальшивые российские «корочки» на белорусском рынке труда появляются все чаще.

— Подлинность дипломов должна заботить исключительно работодателей, — считает первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук. — Они могут дать запрос в Национальный центр признания дипломов при Республиканском институте высшего образования. Пока у нас эта услуга бесплатная. Однако белорусские дипломы сомнения ни у кого не вызывают. Иногда просят проверить «корочку» частного вуза или российского. Дело в том, что в России слишком много вузов. Более тысячи, не считая филиалов. Уследить за тем, что происходит в их стенах, сложно. Недаром сейчас в России 15 процентов филиалов сокращают. Это белорусские вузы все как на ладони.

В отдел экспертиз и признаний квалификаций образования белорусские работодатели обращаются нечасто. О квалификации сотрудника судят скорее по работе, чем по бумаге (дипломы, как деньги, имеют 5 — 6 степеней защиты, но знают о них только эксперты). Гораздо больше запросов поступает из Польши, Прибалтики: действительно ли господин Иванов учился в арбузолитейном вузе и получил специальность медика? Бывает, в ответе сообщают, что не только запрашиваемый человек на факультете не учился, но и факультета–то с таким названием нет. Так, возмущенный ректор Смоленского государственного института искусств однажды написал: «Факультета эстрадного танца в нашем вузе не существует».

— В год мы проверяем около 200 — 300 дипломов, и 3 — 4 фальшивки обнаруживаются, — говорит ведущий эксперт центра Регина Литвиненок. — И в последнее время таких случаев все больше, но белорусские дипломы еще ни разу не браковались.

Кстати, иностранные наниматели не склонны доверять даже юридически заверенным документам об образовании, обращаются напрямую в вузы. Потому что апостиль — штампик, подтверждающий законность документа, могут запросто поставить и те, кто продает дипломы. Как правило, цена на это около 100 долларов. Получается, что здесь можно застраховаться только «проведенным» дипломом. Если, конечно, наниматель не задастся целью навести справки о специалисте у однокурсников и преподавателей. И тогда уже будет безумно жаль потерянных 6 тысяч долларов. Суммы, кстати, вполне сравнимой со стоимостью полного курса обучения в престижном белорусском вузе. Конечно, это дольше и требует напряжения, но зато гарантия, что карьера не разрушится на взлете, когда обнаружится подделка.

Впрочем, наказание за фальшивые дипломы максимум — потеря работы. Поскольку центр признания дипломов не является контролирующей организацией, они просто сообщают заявителям, настоящие документы или нет. Работодатель, конечно, может пожаловаться правоохранительным органам на недобросовестного сотрудника, но скорее просто ограничится его увольнением.

Даже в России, где поддельные документы об образовании обнаруживают 3 — 4 раза не за год, а за неделю и продают их на каждом углу, нет никаких мер противодействия фальшиводипломничеству. Мошенников, которые штампуют дипломы, ловить невыгодно. Полгода их вычисляешь, они платят штраф и опять свободны. До суда такие дела редко доходят.

— Два года назад был случай, поймали студентов 4 — 5-го курсов, которые вместо абитуриентов сдавали экзамены, подделав паспорта, — рассказали мне в управлении по борьбе с экономическими преступлениями МВД Беларуси. — А с фальшивыми дипломами проблем пока не возникало...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter