Как наркоман с 15-летним стажем вернулся к нормальной жизни

С самого дна

Все эти истории начинаются похоже. Первые сигареты в школе, алкоголь, потом легкие наркотики, а чуть позже — тяжелые. По этой траектории двигался и Павел (имя изменено. — Прим. ред.). Больше 15 лет под кайфом, три попытки суицида, постоянная паранойя и мания преследования. Казалось, выхода нет. Но он нашел в себе силы вернуться к нормальной жизни.

рисунок олега карповича

Топил чувства в алкоголе

 Павел никогда не был обделен любовью и заботой. Единственный ребенок в семье, хорошо учился, занимался спортом. Вот только часто дрался и плохо вел себя на уроках, но с кем из мальчишек не бывает. 

— Сигареты впервые попробовал еще в первом классе. За компанию с другом. Стали периодически покуривать. Но вскоре он переехал, и я про сигареты забыл. А потом и наша семья переселилась в другой район. Новая школа, новые друзья, новые соблазны… Периодически начал выпивать, а потом попробовал и легкие наркотики. Думал, что это нормальная жизнь, что все так живут.

А затем, как и у многих в юности, колледж, болезненный разрыв с девушкой. Ушел в запой, начал скатываться по учебе. 

— Только физкультура вытягивала, — делится зависимый, — а спорт я очень любил, долго прозанимался лыжами, футболом, настольным теннисом. Не считаю себя безвольным или слабовольным человеком. Но тем не менее моя жизнь сложилась так. Компания способствовала. При этом у них получалось как-то социально существовать. В понедельник они шли учиться или на практику. Я же чем больше упот­реблял, тем меньше хотел возвращаться к реальности, где нужно было решать какие-то вопросы, что-то учить, сдавать, доехать куда-то, в конце концов. 

— А чего хотелось?

— Пить хотелось. При этом всю жизнь очень боялся тяжелых наркотиков. Почему-то было стопроцентное убеждение, что если их попробую, то никогда не слезу… И все же однажды это случилось. Я понял — вот оно! Все остальное показалось бессмысленным. 

По дороге в бездну

Из-за сильного страха подсесть Павел сначала употреб­лял раз в месяц, потом раз в две недели, раз в неделю. К тому времени с помощью родных уже окончил колледж, устроился на престижную работу. 

— Помню, как дал себе обещание не употреблять два месяца до Нового года и жил только этим ожиданием, — делится неприятными воспоминаниями собеседник. — Но потом дорвался, за неделю наверстал упущенное время. А в 2012-м появились спайсы. Стало все еще печальней. Брал больничные на работе, отгулы, менялся, чтобы не выходить в понедельник. 

Между наркотиками и работой Павел выбирал недолго. Уволился и «запрыгнул в спайсовую кому». Просветы, конечно, случались. Попытки найти новую работу, наладить жизнь, отказаться от зависимости. Но оставаться «чистым» удавалось недолго. 

— Больше всего мешало то, что рассчитывал только на свои силы. У меня всегда была уверенность, что брошу, сделаю это сам. 

А затем появились новомодные наркотики, но период «розового упо­требления», когда еще нужны развлечения (клубы, машины, общение), закончился очень быстро. Потом наркотики перестали приносить удовольствие. Была только мания преследования, паранойя. Думал, за мной охотятся спецслужбы всего мира. А еще — боль вперемешку с чувством вины перед близкими. 

Какое-то время Павел жил с девушкой, которая пыталась его вытащить, но в итоге и у нее закончились силы. Это привело к нескольким попыткам суицида, бессоннице и полному отчаянию…

— Я не спал неделями, а когда ложился, высыпался за пару часов. Очень похудел. Мне все говорили, что пора лечиться, даже мои соупотребители. Предлагали уйти в монастырь лечить голову. Даже они ставили на мне крест. 

Пока чист, могу расти

— Сейчас я понимаю, что от людей, которые стреляют возле магазина деньги на бутылку, меня отделяет одно употребление. И тогда я буду там. Это лишь вопрос времени. Помню, как мама дала мне последний шанс — оплатила реабилитацию. И я сдался, принял помощь. 

С тех пор прошло три года. Павел восстановился на учебе в вузе, купил машину, начал заниматься спортом, путешествовать. Признается: помогло сообщество «Анонимные наркоманы». 

— На реабилитации посоветовали. Помню, как пришел на первое собрание и сразу понял, что попал в «среду». Рыбак рыбака, как говорится… Но эти люди были другими. У них были другие цели в жизни, другие темы для бесед. Все, что меня окружало до этого, — разговоры о том, как кто-то умер или кого-то посадили. А здесь человек утверждал, что не употребляет больше 17 лет. Для меня это было шоком. И одновременно вселяло надежду, что я тоже смогу. 

Когда Павел начал проходить с наставником 12-шаговую программу выздоровления, постепенно из жизни исчезли друзья-соупотребители, алкоголь, сигареты. Он наконец нашел интересную работу — менеджером по продажам. 

— Раньше у меня было всего две проблемы — найти наркотики и употребить. Но теперь понимаю, что настоящие проблемы за меня никто не решит. 
А бывшие «друзья» очень быстро про меня забыли. Без денег и желания употреблять я там не нужен. Некоторые из тех, с кем тусовался, уже умерли, у остальных в целом ничего не изменилось. Я живу в том же районе, вижу тех же людей. Но, кроме жалости и сочувствия, к ним ничего не испытываю. Если кто-то захочет, попросит помощи, расскажу, как я нашел выход. Но инициатива должна исходить от самого человека.

Теперь Павел уже и сам стал наставником сообщества. У него четверо подопечных, один из которых находится в заключении. Наставники проводят собрания и в тюрьмах, и в реабилитационных центрах, где предлагают свою помощь.

— Мы рассказываем о том, что можно жить иначе. Нам за это не платят. В сообществе нет психологов. Исключительно люди, у которых раньше были проблемы с наркотиками и которые сейчас помогают друг другу не употреблять. Когда я попал в сообщество, мне было важно, что у меня не просили денег, не предлагали молиться, не заставляли что-то делать. Меня подкупила эта свобода выбора. 

До знакомства с наркотиками мой собеседник очень любил рыбачить, играть в футбол или просто наблюдать за игрой. В детстве даже мечтал стать профессиональным футболистом. Пока употреблял, на хобби не было времени, но теперь, признается Павел, как будто вернулся вкус к жизни:

— Сейчас смотрю футбол не для того, чтобы узнать результат, а просто наслаждаюсь минутами. И сам играю, правда, на любительском уровне. Это доставляет массу положительных эмоций. Планирую попасть на игру своей любимой футбольной команды. Я не боюсь ставить перед собой такие высокие цели, как купить квартиру, построить семью, завести детей. Потому что понимаю, что это возможно.

Международное сообщество "Анонимные Наркоманы" проводит регулярные бесплатные встречи для выздоравливающих. Подробную информацию о расписании групп можно получить по телефону +375 29 664 69 64 или на официальном сайте https://na-rb.by/

demeshko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter