В каком направлении движется современный мировой спорт?

С Рио всё более-менее понятно. Поедут только «чистые»

СМИ всего мира рапортуют: в воскресенье Олимпийская деревня в Рио–де–Жанейро официально открыла свои двери — в 3.604 квартирах–апартаментах в ближайшие недели должны разместиться почти 18.000 спортсменов и членов команд. До официальной церемонии открытия полторы недели, однако «искрит» при одном только упоминании нынешних Игр уже давно. В минувшие выходные помимо «дня открытых дверей» состоялись еще два резонансных события. Первое: арбитражный суд в Лозанне отказал в удовлетворении иска мужской сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ и лишил ее права выступить в Рио. Второе: МОК не стал «марать руки» и отстранять от Игр всю олимпийскую сборную России, но дал понять, что, если такие решения по своим спортсменам примут профильные международные федерации, в олимпийском комитете совсем не будут против. Что стоит за этими решениями и в каком направлении движется современный мировой спорт?



О последних событиях в мире спорта рассуждают журналисты Сергей КАНАШИЦ и Руслан ВАСИЛЬЕВ.

Сергей Канашиц: Удивительная история — новости о неотвратимо приближающейся Олимпиаде читаешь как сводки с прифронтовой территории. Что касается инфраструктурных вестей из Бразилии, то тут, в принципе, ничего удивительного: там недостроили, тут недоглядели, здесь ошиблись в расчетах... Это мы с тобой проходили и в олимпийском Сочи, где даже к церемонии закрытия не сумели полностью устранить все строительные бреши. Хотя, согласись, несколько тревожно читать о том, что австралийская сборная отказалась заселяться в Олимпийскую деревню. Особенно с учетом того, что нам самим через неделю держать путь в Рио–де–Жанейро. Глава австралийской делегации Китти Чиллер обнаружила ряд недостатков в австралийском доме: проблемы с канализацией, протекающие трубы, грязь, обнаженная электропроводка, отсутствие света на лестницах. По ее мнению, Олимпийская деревня в Рио «небезопасна и не готова». В общем, пока австралийцы оккупировали близлежащие гостиницы и ждут, что все приведут в порядок. Недовольство выразили также делегации Новой Зеландии и Великобритании. Но это вкупе с вирусом Зика, о котором нет–нет да и вспомнят, лишь часть от общего антуража будущих Игр. Они, не успев начаться, замахнулись на лавры самых скандальных в истории. Есть ведь еще и кажущаяся бесконечной допинговая история, которая, как классно написанный детектив, захватила своим сюжетом весь мир. С чего начнем?

Руслан Васильев: Прежде всего позволь отреагировать своим спичем на заостренную тобой организационную тему. Ты вспомнил о Белых играх–2014 в Сочи. Но здесь есть разница! И большая разница, как сказали бы в одном городе на берегу Черного моря. В российских реалиях с проблемами недостроя столкнулись журналисты и болельщики, тогда как спортсмены кайфовали — катались словно сыр в масле. С них сдували любую пылинку, их холили и нежили. В итоге именно это радение и позволяет нашим соседям, пусть изредка, но все–таки произносить фразы о «лучших Играх в истории Олимпиад». Но в Рио, как ты заметил, и спортсмены не устроены. Они также обделены комфортом и нормальными, человеческими (без роскоши!) условиями существования. Что тогда творится в так называемых журналистских деревнях даже страшно представить. Все говорит о том, что фраза «фронтовые сводки» не чрезмерная гипербола. Скорее всего, придется примерять на себя одежды сталкеров. Ведь первые белорусские сообщения, поступившие из Рио от нашего шефа миссии Гагиева, рисовали такой бытовой пейзаж: горы обыкновенного мусора и барханы строительных отходов, отсутствие воды и... безлюдие, тишина. Разве только послышится писк, и тогда надо срочно обрызгиваться антимоскитным спреем. Но пока, разумеется, тема дня — отстранение по надуманным причинам от соревнований в Рио наших гребцов на байдарках и каноэ. Обращение в арбитражный суд в Лозанне оказалось безрезультатным.



С.К.: В этой истории очень много загадок. Прежде всего, непонятно, как могут опуститься до обыкновенного бандитизма те, кто обязан стоять на страже правды и справедливости: имею в виду исполком Международной федерации каноэ, арбитражный суд в Лозанне и Международный олимпийский комитет. Если они оперировали той же информацией, которой обладаем мы, и лишь на этом основании приняли решение о годичной дисквалификации, то это просто не укладывается в голове. И главный тренер нашей сборной Владимир Шантарович в своем эмоциональном порыве был прав: это преступники. Но заметь, чиновники, взявшие на себя роль киллеров, важно надувают щеки и пытаются намекать, что они знают гораздо больше, чем известно общественности. Тогда возникает другой вопрос: почему из этого делается тайна? Зачем? Мне даже страшно представить себя на месте наших гребцов, которые четыре года тянули из себя жилы, готовясь к Играм и рассчитывая взять медали. Дело ведь не только в престиже страны и всем прочем — это их труд, их хлеб, их способ материального обеспечения себя и своей семьи! А потому то, как с ними поступили в ICF, я не могу назвать иначе, чем уже назвал: форменный бандитизм! А самое противное во всем этом, что МОК молчит в тряпочку, будто его это не касается вовсе. Странная позиция! Организация, которая должна своим веским словом и смелым решением пресечь и навести порядок, предпочла самоустраниться. По всем, заметь, вопросам.

Р.В.: Безусловно, ситуация с подопечными Шантаровича не лезет ни в какие ворота, являясь вызовом разуму, логике, справедливости и чести. Но это именно то, о чем мы сами постоянно и говорили: Олимпиады — это война на полях профессионального спорта. И сегодня понятно, что нашего наставника, как и его коллег, подвела некая самоуверенность. Да, белорусские гребцы — чисты и открыты. Да, они никогда не имели проблем с допингом. Да, тот же мельдоний допингом и не называется, ибо в знаменитом деле Марии Шараповой речь идет только о «запрещенном препарате», и не более того, что тоже немаловажно. Однако! Очевидно, что Шантарович не учел, какой костью в горле у конкурентов является его команда и с какой легкостью сегодня белое можно наречь черным, а черное белым. Даже без повода! Хватит и высосанной из пальца, эфемерной мотивации. Страшно обидно и досадно. Чувство попранной справедливости угнетает мозг и растравляет душу. Тем не менее необходимо признать: пусть задним умом, но понятно, что стратегически Шантарович ошибся с выбором «меньшего зла». Тренироваться в Беларуси в апреле, может, действительно прохладно, но чем завершился сбор во французском тепле, мы уже в курсе. А это позволяет сделать многие перспективные выводы. Например, проводить сборы в домашних условиях — не рекомендация, а обязательное условие. Конечно, с исключениями из правила. Но именно исключениями — не более того. Иначе та жертва, которую сейчас принесли наши асы — Петрушенко и братья Богдановичи, — вовсе окажется напрасной.

А мы должны многому научиться на горьком опыте дисквалификации и многое понять. То, что белорусское обращение в арбитражный суд не поможет отстоять гребцов, стало понятно еще в середине прошлой недели, когда СAS отфутболил российских легкоатлетов, согласившись рассматривать только процедурные моменты, а не суть дела. Конечно, у нас был шансик зацепиться и за «процедуру» —– никогда раньше не отстранялась национальная команда по гендерному признаку, но в Лозанне посчитали, что и такой номер в правах Международной федерации каноэ. Учитывая, что в воскресенье исполком МОК также не стал принимать никаких категоричных решений, переложив ответственность за допуск к Рио российских спортсменов на плечи федераций, окончательно стало понятно: систему управления мирового спорта сотрясли катаклизмы. Есть только одна организация, которая хочет рулить и править, но вся беда в том, что в ее изначальный функционал сие совершенно не вписывается, ибо речь идет о ВАДА. Химикам — химическое, то есть сбор проб и их анализ, с чем деятели агентства не согласны, как это уже неоднократно случалось в истории человечества. В принципе, ничего нового: чем меньше башмак, тем больше скрипа.



С.К.: Миром правит капитал, и сегодня в спорте уже никто этого не скрывает. Чиновники, даже реагируя на нейтральную позицию МОК, открыто говорят: спонсоры будут недовольны. Вся эта система будто списана у Артура Конан Дойля — профессор Мориарти чистой воды! Бог с ними, с российскими легкоатлетами, и раньше были прецеденты, когда «по совокупности» дисквалифицировались целые команды — болгарские тяжелоатлеты не дадут соврать. Но требовать отстранить от Игр всю олимпийскую сборную России целиком — это угар безумия! Смотри, какой вой поднялся после того, как все–таки запретили выступить на Играх информатору Юлии Степановой. Хотя именно в этом решении читается стопроцентная логика: как может участвовать в соревнованиях спортсмен, который самолично признался в том, что принимал допинг? А что Степанова представляет из себя без «волшебных таблеток» (и здесь речь идет совсем не о безобидном мельдонии), мы все видели на недавнем чемпионате Европы в Амстердаме. В общем, пока, как в известном анекдоте: Олимпиада еще не началась, а осадочек уже остался.

Р.В.: Да еще какой! Причем реальный осадок, а не виртуальный, как в истории с дисквалификацией белорусских гребцов. И когда тем же россиянам при всей их допинговой хронической и стародавней болезни сегодня рекомендовали изменить «культуру» в спорте, просто разбирает смех. Неужели неизвестно, что рыба гниет с головы? Коррупционные скандалы в самом МОК разве забыты? А так ли уж чисты международные федерации по видам спорта?! Вот некогда президент федерации борьбы Рафаэль Мартинетти практически в том же ключе не пустил на Игры–2008 в Пекине нашего Руслана Шейхова. Потом моего тезку оправдали и даже выплатили мизерную компенсацию за моральный ущерб, а деятельность Мартинетти едва не привела к отлучению борьбы от Олимпиад. Самая мягкая личная характеристика в адрес швейцарца звучала так: извращенец. А ФИФА?! А ИААФ?! Так кому надо менять «культуру»?!

С.К.: Вопрос, Руслан, риторический...

Советская Белоруссия № 141 (25023). Вторник, 26 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter