Почему прекращение ДРСМД невыгодно Беларуси

С ракетами на выход

Ровно неделю назад прекратилось действие Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Все три мировые супердержавы тут же отреагировали на это событие. Москва подчеркивает, что это произошло по инициативе Вашингтона. Китай придерживается такой же позиции. Госсекретарь США возложил вину за произошедшее на Россию. Однако дипломатические волнения рано или поздно улягутся, что будет в сухом остатке? И как это отразится на нашей стране?

С учетом того, что к 2021 году закончится срок действия и главного российско-американского соглашения по контролю над ядерным оружием — Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, который в США также продлевать не намерены, — ситуация становится близка к патовой. Эксперты не скрывают тревоги: все идет к тому, что остановленная в начале 1990-х гонка вооружений возобновится с новой силой. В результате количество ядерных боеприпасов увеличится, при этом сложные режимы взаимного контроля будут попросту уничтожены. Данные о вооружении вновь засекретят, а при оценке намерений другой стороны Россия и США будут основываться на данные своих разведок, для которых характерна ориентация на наихудший из возможных сценариев.

Наращивание истерии и военного психоза, усугубленного неминуемым ростом числа «ядерных» фейков, будет гарантированным. Ситуацию прокомментировал «Интерфаксу» и стоявший у истоков ДРСМД экс-президент СССР Михаил Горбачев:

— Прекращение действия договора вряд ли будет полезно для мирового сообщества, этот шаг ведет к подрыву безопасности не только в Европе, но и во всем мире. Он ведет к непредсказуемости мировой политики и хаотичному ее развитию.

И в самом деле, глава разведывательного управления Минобороны США генерал Роберт Эшли уже прогнозирует, что ядерный арсенал России значительно увеличится в ближайшие десять лет: благодаря новым разработкам Москва может существенно увеличить число стратегических ядерных боезарядов. То же самое можно ожидать и от Соединенных Штатов. Аналитики говорят, что «мир качнулся к новой войне».

Но что делать нашей стране в ситуации, когда чуть ли не по всему периметру ее границ ожидается наращивание во­оружений? Разъяснить это «НГ» попросила политического аналитика Вадима Боровика. Эксперт отмечает, что сама обеспокоенность вполне логична. Однако сугубо военным аспектом она не ограничивается:

— Когда мы говорим о прекращении действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, мы должны понимать, что последствия такого шага коснутся не только России и США. Да, наиболее тяжелым экономическим бременем они лягут именно на эти две страны, и в таком противостоянии выиграет та из них, у которой более эффективная экономика. Мы помним, как в годы холодной войны Советский Союз, договорившись с Саудовской Аравией, искусственно сбросил цены на нефть и разогнал гонку вооружений. Плюс неэффективная война в Афганистане. Что стало затем с Советским Союзом, всем известно.

По мнению эксперта, куда эффективнее не прямолинейная гонка вооружений, а так называемые асимметричные меры:

— Мы ни с кем не вступаем в конфронтацию, никому не желаем каких-либо негативных последствий в экономике, в политической и военно-стратегической сферах. Да и совсем не обязательно гнаться за странами, которые в экономическом плане более сильные, и чисто арифметически наращивать количество вооружений. Достаточно иметь в своем арсенале такие виды вооружений и технологий, которые позволят асимметрично ответить.


Напомним, в 1983 году Вашингтоном была выдвинута Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), прозванная журналистами программой «звездных войн». На нее СССР выработал стратегию контр­мер, вошедшую в историю как «асимметричный ответ» — один из наиболее интересных примеров комплексной стратегии политико-военного плана, включавшей дипломатические и политико-пропагандистские меры, а также конкретные программы развития систем вооружений и их научно-технической базы. Позже «асимметричный ответ» стал крылатым выражением, означающим нестандартный, оригинальный ответ на действия оппонента. Как правило, на порядок более дешевый и, следовательно, делающий бесполезными траты противника. Именно в относительной дешевизне «асимметричного ответа» со стороны России Вадим Боровик видит существенное значение для нашей страны:

— С одной стороны, Беларусь выступает за мир, дружбу и равноправное сотрудничество. С другой — за то, чтобы наши партнеры были сильными. Ведь сильный партнер, сильный союзник вдвойне выгоден с точки зрения торгово-экономических отношений. Он способен развивать с нами двустороннее взаимовыгодное сотрудничество.

И все же драматизировать складывающуюся ситуацию пока преждевременно. Внушает оптимизм, что Вашингтон все же рассчитывает достичь договоренностей с Москвой в сфере контроля над вооружениями. По крайней мере, президент США Дональд Трамп заявил на днях:

— Думаю, мы собираемся в конечном итоге заключить сделку с Россией в сфере контроля над вооружениями. 

Кстати, Китай выступает за полное запрещение и уничтожение ядерного оружия. Об этом говорится в опубликованной Канцелярией по делам печати Госсовета КНР «Белой книге по национальной обороне Китая в новую эпоху». Согласно этой официальной книге, «Китай не участвует в какой-либо гонке ядерных вооружений с какой-либо другой страной и сохраняет свои ядерные возможности на минимальном уровне, необходимом для национальной безопасности». Другое дело, что такая достаточность сегодня — особенно в свете набирающей накал американо-китайской торговой войны — понятие весьма относительное.

В ТЕМУ

Беларусь призывает предпринять максимум усилий для предотвращения размещения ракет средней и меньшей дальности на Европейском континенте. В заявлении Министерства иностранных дел Беларуси в связи с выходом США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, в частности, говорится: «Будучи ответственной и последовательной стороной ДРСМД, Беларусь была готова участвовать в любых конструктивных усилиях по сохранению его жизнеспособности. Мы неоднократно предлагали решать проблемные вопросы посредством профессионального и взаимоуважительного диалога в рамках предусмотренных договором механизмов. К сожалению, наши предложения остались без ответа».

Прекращение действия ДРСМД наносит серьезный ущерб международной безопасности и стратегической стабильности, создавая предпосылки для гонки вооружений в различных регионах мира, в первую очередь в Европе.

СПРАВКА «НГ»

ДРСМД — договор между СССР и США, подписанный Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне. Вступил в силу 1 июня 1988 года, впервые в истории позволив ликвидировать целый класс вооружений. Стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000—5500 км) и меньшей (500—1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты в будущем.

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter