Нападки литовских политиков на Беларусь напоминают известную фразу: «Ветер воет, собака лает, караван идет»

С пути не свернем. Мы – едины!

Трагические события, которые случились в Вильнюсе тридцать лет и пару дней тому назад, когда в результате столкновений жителей и военнослужащих Советской армии, штурма ими телебашни и здания радио и телевидения погибли 13 и ранены свыше 500 человек, вновь на слуху. Правда, определенные медиаресурсы, которые информацию тиражируют, интересует не то, как это все тогда было, а то, как эти события оценивал депутат тогдашнего Верховного Совета БССР двенадцатого созыва Александр Лукашенко. Это он 13 января находился в Вильнюсе не в составе парламентской делегации, возглавляемой Николаем Дементеем, а в качестве независимого депутата.

Спустя четыре дня увиденное в Вильнюсе Александр Лукашенко с парламентской трибуны оценил так (цитаты привожу из интернет-ресурсов):

«Самая галоўная думка, якая пастаянна свідруе мне галаву пасля Літвы. Гэта думка пра тое, што рабіў бы прэзідэнт [Міхаіл Гарбачоў] і ягоная каманда, калі б сёння ў іх адабраць танкі і тых ачмурэлых салдат, якія там знаходзяцца».

«Я зайздрошчу членам парламента і тым лідарам, якія сёння абраныя літоўскім народам, якія так абараняюць свой народ».

«Не ведаю, якое іншае кіраўніцтва сёння можа кіраваць гэтым народам. Але гарматамі размахваць перад носам народа многа розуму не трэба. Адзінае выйсце з гэтага — даць магчымасць літоўскаму народу сёння вызначыцца і вырашаць праблемы самому. А дзеля таго, каб гэта адбылося, думаю, што прэзідэнту і ягонай камандзе, хто ў гэтым удзельнічаў, трэба паехаць у Літву, перад парламентам, стаць на калені перад гэтым мужным народам і паспрабаваць патлумачыцца і прабачыцца».

Напомню, на дворе январь 1991-го. До прекращения существования СССР как геополитической реальности еще без малого год. Нет интернета, нет телеграм-каналов. Есть, еще не потеряла зубы мощная спецслужба, есть немало ястребов в руководстве страны. Уже были «ночь саперных лопаток» в Тбилиси (1989 год), «черный январь» 1990-го в Баку, где советские войска силой давили попытки национального возрождения. И, согласитесь, чтобы на этом фоне предложить Горбачеву встать на колени перед жителями маленькой республики, молодому депутату парламента союзной республики нужно было обладать, кроме всего прочего, немалым личным мужеством.

Как реагируют порядочные люди, которые получают такую мощную и искреннюю поддержку, да еще от публичной персоны? Назовут братом, скажут от всей души, что рады такого человека видеть всегда, что «мой дом — это твой дом». Но это, если порядочные.

Как сербы, которые не забудут, как в тяжелейшие для них дни самолет Президента Беларуси приземлился в Белграде практически под свист бомб, — для Президента страны Александра Вучича он моральный авторитет.

Как литовцы, которые… Вот здесь — стоп и четкое разъяснение авторской позиции. И не менее четкое деление на граждан Литвы, которые живут с мозоля и никогда не видели в белорусах и нашем лидере ни малейшей для себя угрозы, и их руководителей, имеющих кардинально противоположную точку зрения.

Смотрите, что получается. Из шести президентов новейшей Литвы разве что Бразаускас и Паксас не учили нас жить. Первый — потому, что умный и порядочный, второй — потому, что сразу попал под импичмент. Ненадолго хватило выдержки, толерантности и у госпожи Грибаускайте — в Минске была, с нашим Президентом рукопожатием обменивалась, на камеру улыбалась и о сотрудничестве говорила, а как только домой вернулась, когда выборы, когда перед ней брюссельские еврочиновники, так словесный, уж извините, ради бога, понос продолжился. Дальше. Кто из без малого двух десятков их премьер-министров порадовался успехам соседей. Кубилюс, Станкявичюс и примкнувшие к ним Вагнорис и Буткявичюс? Не смешите, как в таких случаях говорят, мои тапочки.

А может, это чрезвычайно активный литовский товарищ, который вырос из заведующего отделом райкома тамошнего комсомола, затем заведующего отделом комсомольского ЦК до министра иностранных дел, попутно на месяцев пять зацепившийся в должности посла в нашей стране? Знаете, что я по этому поводу думаю. Если собрать вместе все интервью, которые он раздавал, позволяя оскорбительные высказывания и практически вмешиваясь в дела суверенной страны, то на их основе можно разработать для будущих дипломатов спецкурс, который я назвал бы «Наука ненависти к стране пребывания». Не знаю, отрезвит ли ретивого господина Линкявичюса (речь, естественно, о нем) то, что его партия набрала на выборах позорные три процента. Те самые, которые он «щедро» отдавал нашему Президенту, уверенно выигравшему всенародные выборы.

Мне абсолютно претит разгребать ту самую субстанцию, которая льется на нашу страну. Избирательная система, Конституция, экономика, АЭС (а как же без нее, если она главный выборный козырь политиканов!). И ни МАГАТЭ, ни другие компетентные инстанции, говорящие о полной ее безопасности, здесь ничего не изменят. Здесь, как говорится, любое лыко в строку. И всякий сверчок, не знающий свой шесток, твердит, словно дятел: вы должны делать то, вы должны делать это…

Стоп! А мы кому-то, в данном случае политиканам соседней страны, претендующим на роль духовных наставников белорусов, что-то должны? Упаси бог!

Может, мы учим их, как жить, издеваемся, а не сочувствуем тому, что самое активное население ищет доли в чужих краях, категорически требуем преобразовать фермерские хозяйства в ОАО?

Может, это мы пропустили через свое воздушное пространство, ехидно при этом посмеиваясь, каких-то полоумных шведов с плюшевыми игрушками? Может, мы гнобим литовский капитал, успешно работающий в стране, заходим в порт Клайпеды как рейдеры, а не бизнесмены, покупающие терминал под свои нужды?

Может, мы требуем от владельцев популярных торговых центров, которые так любят белорусы, больше двух кофточек в одни руки не давать, а не открываем у себя бутики с теми самыми брендами?..

Ответ, как вы понимаете, на эти и подобные им вопросы неизменно отрицательный. Никогда за все свои суверенные годы Беларусь не позволила себе даже намека, который мог бы оскорбить чувства наших добрых соседей.

Почему это позволяют себе они? Вопрос открытый. Как и то, что разум все же во­зобладает.

Может, но, увы, не в ближайшее время. Сейчас у соседей новая фишка и погремушка по фамилии Тихановская. С ней носятся как с писаной торбой. Дают премии и зарплаты. Площадки и трибуны, с которых она с чужих слов вещает, объявляет, угрожает, призывает все тридцать три несчастья на страну, где родилась и выросла.

Правда, качество, скажем так, этого трепа, сам по себе кругозор и уровень понимания современного мира таковы, что даже небрезгливые спонсоры впадают в недоумение. Это я про анекдотичную попытку шустрой беглянки добиться иного написания нашей страны на литовской «мове» и явное недоумение по этому поводу официальных тамошних лиц. Почитайте, любопытно.

Все сказанное хочу подытожить известной фразой: «Ветер воет, собака лает, караван идет». Это — мы, белорусы, которые захотели людьми зваться, выбрали свой путь и, как бы трудно ни было, с него уже никогда не свернем. Потому что мы — едины!

kuchko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter