С прицелом на экспорт

Проекты по модернизации предприятий концерна "Беллесбумпром" должны быть завершены в течение 2014 года. Такую задачу Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил 31 января на совещании о состоянии и перспективах развития организаций этого концерна.

Александр Лукашенко провел совещание о состоянии и перспективах развития организаций концерна "Беллесбумпром"

Проекты по модернизации предприятий концерна "Беллесбумпром" должны быть завершены в течение 2014 года. Такую задачу Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил 31 января на совещании о состоянии и перспективах развития организаций этого концерна.

"Мы уделяли и уделяем особое внимание развитию отрасли, не жалеем средств на ее модернизацию, потому что видим перспективу ее качественного прорыва и укрепления экспортного потенциала. А это валюта. Отсюда жесткое требование отдачи капиталовложений, эффективной работы всех организаций", - заявил глава государства.

 Как отметил Президент, нет такой отрасли, которой в последнее время уделялось бы столько внимания, как предприятиям концерна "Беллесбумпром" и особенно деревообрабатывающей промышленности. "К сожалению, главной причиной для этого стали существенные недостатки в работе и срывы процесса модернизации предприятий. Из-за серьезных нарушений финансовой дисциплины, бесконтрольности, откровенной бесхозяйственности пришлось принимать самые жесткие меры", - сказал белорусский лидер.

 Александр Лукашенко отметил, что постоянно подчеркивает важность и перспективность лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, так как эти отрасли имеют хорошую отечественную сырьевую базу и разветвленную производственную сеть. "Никто не спорит, что нам надо диверсифицировать производство. Это процесс длительный, постоянный для нашей страны по причине того, что уж слишком мы завязаны на ресурсы и комплектующие по импорту и слабо используем сырьевые ресурсы собственной страны. Модернизация деревообработки как раз призвана устранить эти перекосы", - считает глава государства.

 Президент привел пример, что в Беларуси на душу населения приходится 173 кубометра леса, что в 2,5 раза выше мирового уровня. Тем не менее до недавних пор в белорусском экспорте этой продукции преобладал лес-кругляк и дешевые полуфабрикаты. "Вывозили лес, а покупали за валюту мебель, качественную бумагу и другую продукцию с высокой добавленной стоимостью, вместо того чтобы производить ее у себя", - заметил белорусский лидер.

 Этим была обусловлена необходимость кардинально изменить сложившиеся подходы и провести масштабную модернизацию предприятий как деревообрабатывающей, так и целлюлозно-бумажной промышленности. "Можно сказать, точечная модернизация в стране: взяли несколько предприятий и решили их модернизировать", - уточнил Александр Лукашенко.

 Глава государства подчеркнул, что в инвестиционные проекты вложены огромные бюджетные средства, привлечены кредитные ресурсы банков, обеспечена беспрецедентная государственная поддержка. "Естественно, должен быть и действенный контроль со стороны государства за тем, как осваиваются вложенные средства и как окупаются затраты на модернизацию", - отметил Президент.

 Александр Лукашенко напомнил, что при назначении Юрия Назарова председателем концерна "Беллесбумпром" были поставлены четкие задачи по наведению порядка на всех предприятиях и обеспечению завершения модернизации в намеченные сроки.

 На совещании глава государства потребовал ответить на вопросы, какие меры принимаются для ускорения модернизации предприятий отрасли, выхода на проектную мощность, а также насколько возрастет глубина переработки сырья и будет обеспечен выпуск изделий с высокой долей добавленной стоимости. "Акцентирую внимание на этом аспекте, потому что настораживает намерение отправлять на экспорт 60% производимых на обновленном производстве плит. То есть опять полуфабрикат будем гнать за границу. По-хозяйски ли это? Почему бы вместо полуфабриката не продавать готовые изделия с большей добавленной стоимостью, например мебель?" - поставил вопрос Президент.

 Глава государства поинтересовался тем, какими ожидаются экономический эффект и важнейшие результаты модернизации: рост объемов производства и экспорта, импортозамещение и повышение качества товаров.

 "Насколько проработаны вопросы сбыта готовой продукции, расширения географии ее поставок и поиска новых партнеров? Как учитываются запросы внутреннего и зарубежного рынков? Как планируете улучшить работу своей торговой сети, фирменных магазинов, внедрять новые формы торговли? - поставил вопросы белорусский лидер. - Задача заключается в том, чтобы не просто продать продукцию, а реализовать ее с высокой эффективностью, без посредников, обеспечив максимальное поступление выручки в страну".

 В числе прочего Президент акцентировал внимание на мерах по улучшению финансового состояния организаций, возвращении кредитных ресурсов.

 В начале совещания Александр Лукашенко напомнил, что это мероприятие планировалось провести в конце прошлого или в самом начале нынешнего года в Витебске, чтобы дать оценку очередному этапу хода модернизации и определиться по некоторым кадровым вопросам. "Как видите, сегодняшняя встреча проходит в Минске", - констатировал белорусский лидер. Вопрос, почему так произошло, глава государства поочередно адресовал чиновникам, которые на различных уровнях были ответственны за проводимую модернизацию.

 Губернатор Витебской области Александр Косинец отметил, что завод построен, но есть проблемы. Это, в частности, низкая эффективность вентиляционной системы формовочного пресса. В результате уровень формальдегида в цеху в два раза превышает допустимую концентрацию, поэтому там возможно находиться только в респираторах. "Работаем вместе с проектировщиками, чтобы улучшить вентиляционную систему", - сказал губернатор.

 Первый вице-премьер Владимир Семашко сообщил, что на "Витебскдреве" работает линия формования и прессования, производится плита.

 Глава Администрации Президента Андрей Кобяков напомнил, что в отношении "Витебскдрева" давались многократные поручения главы государства. Последний раз сроки ввода в эксплуатацию были определены датой 1 декабря 2013 года с учетом завершения строительно-монтажных и пусконаладочных работ. По его словам, строительно-монтажные работы были в основном завершены в конце ноября - начале декабря прошлого года, в соответствии с контрактом срок завершения пуско-наладочных работ после установки оборудования составляет 3 месяца. Таким образом, в данный момент идет техническая работа по отладке оборудования. "Докладывать, что предприятие введено в эксплуатацию и дает продукцию, пока нельзя. Оно работает в полуавтоматическом режиме с теми издержками, о которых говорил Косинец. Предприятие не готово, ваше поручение не было выполнено", - констатировал Андрей Кобяков.

 Помощник Президента Беларуси - главный инспектор по Витебской области Николай Домашкевич напомнил, что в свое время руководство региона обещало запустить модернизированное предприятие если не к 1, то к 15 августа, в то время как уже тогда можно было прогнозировать, что подобные оптимистичные сроки не будут выдержаны.

 Премьер-министр Михаил Мясникович доложил, что правительство брало на себя обязательства запустить производства на "Витебскдреве" в декабре. "Это три завода: формования плиты, ее шлифовки и ламинирования. В середине декабря была получена первая плита. Сейчас идет отладка технологических режимов. Надо увязать сейчас все три производства в автоматическом режиме, и предприятие будет работать", - рассказал он.

 Что касается вопроса Президента о причинах невыполнения обещанного, премьер-министр выразил мнение, что системных недостатков при решении этих задач допущено не было. "Это новая технология, и она сейчас отлаживается в автоматическом режиме. Было желание сделать это в декабре, но есть все основания для того, чтобы в феврале работа была обеспечена", - отметил Михаил Мясникович.

 Свое видение проблемы и причин невыполнения данных поручений глава государства потребовал высказать и генерального директора ОАО "Витебскдрев" Анатолия Юхновца. "Плита получена, шлифуется, но, конечно, много нюансов. Зима, мороз большой, много сложностей", - сказал руководитель предприятия.

 "Причем тут зима? Вы мне обещали до зимы это сделать. Теперь зима у вас ударила?! Вы что, не в Витебске живете, не знаете, какие зимы бывают? - резко отреагировал Александр Лукашенко. - Я не говорю о том, что десятки раз переносил все эти сроки. Почему вы не выполнили обещанное?"

 "Были просчеты и проектного института, и строителей, недостаточно было людей на площадке, работали в одну смену", - попытался оправдать недоработки Анатолий Юхновец.

 "А почему не в две смены, почему не было больше людей, почему не мобилизовали Витебскую область, чтобы выполнить поручение Президента? Ведь решение Президента - это закон. Или вы этого не понимаете?" - подчеркнул белорусский лидер.

 "Пригласите генерального прокурора и поручите в рамках уголовного дела рассмотреть все вопросы и просчитать убытки. Со мной согласовывать не надо. Если надо за кем-то следить оперативно, сажать в следственный изолятор - сажайте", - поручил Александр Лукашенко, обращаясь к главе Администрации Президента Андрею Кобякову.

 Председатель концерна "Беллесбумпром" Юрий Назаров доложил об итогах работы предприятий отрасли за 2013 год. Он отметил, что из 4 доведенных прогнозных показателей выполнены только 2 - по сальдо внешней торговли и соотношению экспорта и объема промышленного производства. Показатель рентабельности продаж составил 3,9% при годовом задании в 8%. 11 организаций концерна сработали с убытком, при этом 30 организаций имеют рентабельность продаж менее 5%. Таким образом, работа организаций крайне неэффективна.

 Запасы готовой продукции на складах организаций на 1 января 2014 года составили почти Br600 млрд, или 81,2% среднемесячного объема производства. Среднемесячная заработная плата за декабрь была около Br5 млн, или более $500. Дебиторская задолженность образовалась в размере Br3,5 трлн, кредиторская - почти Br3,2 трлн. Юрий Назаров оценил такие результаты работы как неудовлетворительные. По его мнению, одной из причин такого положения стало снижение координирующей роли аппарата управления концерна как в текущей деятельности, так и в проведении модернизации базовых организаций.

 Председатель концерна заметил, что влияние на эффективность работы организаций оказало и то, что модернизация проводится в основном в условиях действующих производств. В частности, в ОАО "Борисовдрев" было вынужденно остановлено фанерное и спичечное производство, модернизация фанерного производства в ОАО "Гомельдрев" в условиях действующего производства привела к снижению объемов производства на 40%, на РУП "Мозырский ДОК", в ОАО "Мостовдрев", ОАО "Речицадрев" были остановлены производства ДСП с последующим демонтажем.

 Кроме того, Юрий Назаров выразил недовольство тем, что за последнее время концерн и его организации приобрели исключительно негативный имидж в СМИ, "за которым теряются результаты работы почти 40-тысячного коллектива отрасли, где большинство работающих - добросовестные труженики, болеющие за дело и за предприятия".

 "Кто создал этот имидж? - резонно заметил глава государства. - Вы что хотели, чтобы я за закрытыми дверьми с вами разговаривал без журналистов? Миллиард с лишним евро мы вкладываем в деревообработку, и вы хотите, чтобы это было втихую?! Вы же не понимаете спокойного разговора. Вы же привыкли наобещать на каждом шагу что-то и думаете: пройдет, пронесет. Не пронесет!"

 Председатель концерна заметил, что необходимо менять ряд руководителей предприятий, однако сложно найти желающих там трудиться.

 Александр Лукашенко в этой связи предложил направить на предприятия работников концерна: "И пусть они имидж поправят! Потом, не исключено, что и Мясниковича с Семашко. Опыт-то есть уже. А если у них будет все нормально, вернем обратно в правительство".

 Говоря о завершении работ по модернизации базовых организаций, Юрий Назаров заверил, что в соответствии с поручениями Президента выполнение этой задачи будет обеспечено в 2014 году. При этом он добавил, что завершение модернизации в намеченные сроки возможно лишь при ритмичном финансировании инвестиционных проектов банками в установленных объемах. По его словам, на 1 января остаток неиспользованных кредитных ресурсов составляет 164,4 млн евро, или почти 16% предусмотренных объемов.

 Председатель концерна акцентировал особое внимание на таком проблемном вопросе, как недостаток у базовых организаций оборотного капитала. По его словам, эта сумма составляет около 57 млн евро. Из-за высокой кредитной задолженности привлечение кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности предприятий, в том числе под запуск новых производств, на рыночных условиях невозможно, так как это приведет к резкому ухудшению финансового состояния, отметил Юрий Назаров. Он попросил согласовать возможность кредитования базовых организаций в иностранной валюте с предоставлением предприятиям возможности проводить платежи с конвертацией, в первую очередь, за лесоматериалы и энергетику.

 Председатель правления Национального банка Надежда Ермакова в свою очередь отметила, что вопрос предоставления кредитов в иностранной валюте решаем, однако, по ее мнению, это не выход из положения. "Кредиты - это не спасение. Придут сроки их погашения, и они станут проблемными", - сказала Надежда Ермакова. В качестве варианта решения проблемы она предложила выдавать предприятиям займы правительства под 1-3%.

 По словам премьер-министра Михаила Мясниковича, для возврата платежей по кредитам необходимо направлять от 18% до 25% выручки от реализации продукции и около 60% объема производства должно идти на экспорт. Он отметил, что, по проведенным расчетам, при продаже 60% продукции на экспорт будут обеспечены окупаемость и возврат как инвестиционных кредитов, так и оборотного капитала.

 Обращаясь к председателю концерна "Беллесбумпром", Александр Лукашенко предупредил об ответственности за несвоевременный возврат кредитных средств. "Если вы, пообещав к концу 2015 года (за пределы пятилетки мы не выходим, я даже не подписываю такие документы), только в этот промежуток вы на что-то можете рассчитывать, и если вы не возьмете эти деньги в собственные руки и под гарантии каждому директору, глядя в глаза, не дадите и не обяжете их вернуть средства вовремя, вы знаете, что с вами будет. Я вас не пугаю. Я вам это говорю, потому что у меня другого выхода не будет. Это народные деньги", - подчеркнул Президент. При этом глава государства потребовал от каждого руководителя начала активных действий для вывода предприятий на нормальный уровень работы.

 Председатель концерна "Беллесбумпром" поднял еще один проблемный вопрос - обеспечения предприятий лесосырьевыми ресурсами в обход биржевых торгов. По его мнению, с приобретением части лесоматериала в необходимых объемах и по согласованным ценам напрямую у Министерства лесного хозяйства эта процедура значительно упростится и удешевится. Премьер-министр в свою очередь предложил создать плановую систему, которой будет определено, в каких объемах идет лес на конкретное предприятие, и формулу цены. По его словам, речь идет о работе по такой схеме для 9 предприятий.

 Юрий Назаров отметил, что в рамках модернизации производств точечно обновляются и действующие мебельные линии. В 2015 году в соответствии с поручением главы государства будет завершен инвестпроект по созданию производства мебельных деталей в ОАО "Ивацевичдрев". Однако, по мнению руководителя концерна, этого недостаточно, и в стране необходимо выработать комплекс мер по дальнейшему развитию мебельного производства для более глубокой переработки плитной продукции.

 Наряду с модернизацией предприятий деревообработки, осуществляется не менее масштабная модернизация целлюлозно-бумажной промышленности, рассчитанная на период до 2015 года, с объемом инвестиций в $1,4 млрд. Результатом реализации инвестпроектов будет освоение выпуска нового вида продукции - сульфатной беленой целлюлозы, производство которой позволит полностью обеспечить целлюлозно-бумажные предприятия страны высококачественным волокнистым сырьем и вискозной целлюлозой, которая после дальнейшей переработки на химических предприятиях будет являться одним из основных видов сырья для предприятий легкой промышленности.

 Юрий Назаров отметил, что улучшить финансовое положение предприятий концерна и обеспечить гарантированный возврат кредитов возможно только путем налаживания эффективной системы продаж. По его словам, продукция, производимая предприятиями концерна, востребована. Основными экспортными рынками для новой продукции будут являться Россия, Казахстан, Узбекистан, Армения, Азербайджан и Турция. Потребность рынков стран только Таможенного союза в плитных материалах превышает все мощности белорусских предприятий. К примеру, с учетом производства в 2014 году базовыми предприятиями древесно-стружечных плит в объеме 620 тыс. куб. м потребность стран ТС в качественной плите составляет до 2,5 млн куб. м. Аналогичная ситуация складывается и по другим плитным материалам. В то же время он подчеркнул, что нельзя сбрасывать со счетов и жесткую конкуренцию на товарных рынках.

 Председатель концерна подчеркнул, что в целом необходимы совершенствование сложившейся системы продаж с исключением внутренней конкуренции между предприятиями концерна на уже освоенных рынках, а также выход на новые рынки сбыта. По его словам, 2014 год для базовых предприятий является ключевым с точки зрения освоения производства и наработки портфеля заказов как для экспорта, так и на внутреннем рынке.

 Что касается перспектив развития организаций концерна, то Юрий Назаров отметил, что реализация всех проектов позволит к 2017 году значительно увеличить ежегодный выпуск продукции, к концу 2017 года ее экспорт планируется на уровне $1,4-1,5 млрд, что превысит уровень 2013 года более чем в 2,4 раза. Ожидается, что положительное сальдо внешней торговли достигнет $810 млн, выручка от реализации на одного среднесписочного работника составит $67,7 тыс., а глубина переработки древесины - почти 81%. Таким образом будет создана практически новая деревообрабатывающая промышленность страны, подытожил Юрий Назаров.

 Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон доложил о проблемных вопросах работы предприятий концерна "Беллесбумпром". По поручению главы государства межведомственная рабочая группа провела детальный анализ хода модернизации организаций концерна, реализующих важнейшие инвестиционные проекты, и предложила меры по оздоровлению ситуации. Кроме того, обследованы территории предприятий и производственные помещения.

 Рабочая группа пришла к выводу, что на начальном этапе в отрасли не имелось выверенной стратегии модернизации, что привело к "шараханию от одной концепции инвестпроекта к другой", неоправданному затягиванию сроков их реализации, а также увеличению финансовых издержек.

 На протяжении всего периода реализации инвестиционных проектов имела место крайне неудовлетворительная работа непосредственных исполнителей: деревообрабатывающих, проектных и строительных организаций. Во многом это было обусловлено отсутствием координирующей роли концерна практически на всех этапах модернизации. Лишь после вмешательства главы государства нашлись и силы, и средства для форсирования работ, которые сегодня ведутся достаточно активно.

 По словам Александра Якобсона, допущенные на начальной стадии просчеты значительно усугубились в результате привлечения не имеющих опыта проектных организаций, что на годы затянуло разработку проектной документации. На сроках проектирования негативно сказалась и нерадивость самих деревообрабатывающих предприятий, которые несвоевременно предоставляли исходные данные и допускали их многочисленные изменения. Подобные факты имели место во всех без исключения базовых организациях концерна.

 Почти на каждом модернизируемом предприятии имела место неудовлетворительная организация строительного процесса. "При этом руководители предприятий вместо того, чтобы понуждать недобросовестных подрядчиков к выполнению договорных обязательств, меняли их, шли на уступки, соглашаясь на продление сроков выполнения работ. На большинстве предприятий сроки строительства переносились десятки раз", - отметил председатель КГК.

 Александр Якобсон резюмировал, что и кадры в отрасли оказались не готовы к проведению масштабной модернизации и были неспособны сопровождать крупные строительные проекты. По его словам, об этом свидетельствует многочисленная смена руководителей модернизируемых предприятий. На отдельных из них в период проведения модернизации директоры менялись 4 раза, при этом каждый из них видел модернизацию по-своему.

 Свою лепту в срыв сроков модернизации отрасли внесли и банки, некоторые из них не выполняли или несвоевременно выполняли обязательства по кредитованию организаций.

 Говоря о ситуации с наведением порядка на территориях и производственных площадях модернизируемых предприятий, Александр Якобсон отметил, что на абсолютном большинстве наведен порядок, остались лишь отдельные вопросы со сносом зданий и утилизацией отходов. Вместе с тем практически везде имели место факты нарушения требований промышленной безопасности, противопожарных, природоохранных и санитарных норм. "Это говорит о том, что на местах работа надзорных служб Минприроды, Минздрава и МЧС требует как усиления, так и жесткого контроля над исполнением своих же предписаний", - сказал председатель КГК.

 По словам Александра Якобсона, к дисциплинарной ответственности привлечены 12 должностных лиц надзорных органов, из них трое освобождены от занимаемых должностей. Правоохранительные органы возбудили уголовные дела в отношении бывшего руководства стройтреста №21 Борисова, института "Борисовпроект", директора минской компании СОАО "Энерготехпром", бывшего директора ОАО "ФанДОК" Бобруйска. "И этот перечень еще не закрыт. Сейчас правоохранительные органы дают правовую оценку выявленным Комитетом госконтроля фактам неэффективного использования средств на предприятиях ОАО "Гомельдрев", ОАО "Ивацевичдрев", ОАО "Речицадрев", ОАО "Витебскдрев".

 Александр Якобсон отметил, что анализ хода модернизации других предприятий деревообрабатывающей отрасли и организаций целлюлозно-бумажной промышленности показал, что у них также имеются проблемы с несоблюдением сроков проектирования, строительства, поставки оборудования, наведением порядка.

 Председатель КГК предложил ряд мер, направленных на безусловное завершение в 2014 году модернизации базовых организаций концерна, повышение эффективности их работы. В частности, он считает, что правительству необходимо определить источники средств для поддержания финансового состояния модернизируемых предприятий на начальном этапе выпуска новой продукции. В настоящее время практически все базовые организации концерна, несмотря на масштабную государственную поддержку, составившую за последние 6 лет более 240 млн евро, имеют сложное финансовое положение и недостаток оборотных средств. Семь из девяти базовых организаций убыточны.

 Местным органам власти требуется ускорить решение вопроса оптимизации занимаемых предприятиями деревообработки площадей. Руководителям концерна и предприятий необходимо задуматься об обеспечении конкурентоспособности продукции в связи с предстоящим ростом стоимости сырья, организациям концерна - выработать четкую систему реализации новой продукции: куда, кому и по какой цене продавать. В то же время председатель КГК подчеркнул, что предприятиям необходимо быть готовыми к жесткой конкуренции.

 Александр Якобсон считает целесообразным пересмотреть направления в работе концерна, сконцентрировав в большей мере его деятельность на реализации экспортной стратегии, координации продаж и обеспечении экономической эффективности работы подведомственных организаций.

 "Вложив в модернизацию деревообрабатывающей отрасли в эквиваленте около 1 млрд евро, что в 1,5 раза превышает годовой объем производства по всей системе концерна, государство вправе ждать его резкого увеличения", - подчеркнул Александр Якобсон.

 На совещании речь шла не только о развитии отрасли в целом, но и о работе конкретных организаций. Например, Александр Лукашенко поинтересовался у губернатора Могилевской области Петра Рудника, как обстоят дела на предприятии "Шклов Форест", созданном с участием иностранного капитала. Глава государства уже дважды посещал это предприятие и каждый раз руководство и другие ответственные лица обещали углубить переработку древесины, запустить новые линии вплоть до создания небольшого мебельного производства. Однако, как доложили Президенту, из обещанного мало что сделано и производство практически не работает. Александр Лукашенко поручил принципиально разобраться с этим вопросом. "Прощения здесь быть не должно, - сказал Президент. - Если они не работают, надо разорвать с ними всякие отношения".

 Впрочем, уже можно говорить и о позитивных результатах модернизации. Об этом рассказал генеральный директор ОАО "Ивацевичдрев" Владимир Шульга. По итогам 2013 года объем производства на предприятии увеличился более чем в 2 раза, а экспорт вырос на 300%. Стоимость закупленного оборудования для нового производства составила около 80 млн евро, а экспорт только за один год - $60 млн.

 Примерно 70% производимой продукции ОАО "Ивацевичдрев" уходит на экспорт. Несмотря на то, что одним из главных рынков сбыта остается Россия, имеются хорошие перспективы для поставок в страны Средней Азии. Уже в нынешнем году на предприятии планируют освоить выпуск новых видов продукции, отвечающих самым высоким мировым стандартам.

 Что касается территории, где размещаются старые цеха предприятия, Владимир Шульга считает необходимым в будущем реализовать там новый проект, чтобы еще больше повысить эффективность производства. "Мое глубокое убеждение, и это показывают результаты работы: деньги нужно вкладывать в новое производство, новый завод. И останавливаться нельзя. Всегда меняются технологии, подходы", - сказал он.

 "Главная ваша задача, если хотите, государственная, - четко определиться на месте, что будем делать на старой площадке, чтобы полностью загрузиться. Вы должны внести предложения как человек опытный", - сказал глава государства.

 Подводя итоги совещания, Александр Лукашенко поручил Администрации Президента совместно с Комитетом государственного контроля с привлечением необходимых структур подготовить нормативно-правовой акт, в котором будут определены окончательные сроки модернизации всех предприятий деревообрабатывающей промышленности. "Особо это подчеркиваю: исходя из того, что они обещали до сегодняшнего совещания. То есть это 2014 год, за исключением пары предприятий, где сроки также определены, - сказал глава государства. - Вы сами определили для себя эти сроки. Они будут прописаны в соответствующем документе".

 Президент добавил, что, скорее всего, это будет декрет, и поставил задачу предусмотреть в нем, если это не предписано законом, уголовную ответственность за нарушения этих сроков с персональной ответственностью - от премьер-министра, губернаторов до руководителей предприятий. "Другого выхода у меня нет!" - отметил Александр Лукашенко.

 Глава государства поручил премьер-министру и председателю правления Нацбанка решить все обозначенные финансовые вопросы, но под жесткие обязательства возврата. "Здесь не должно быть даже разговора на эту тему. И свидетельство тому, что это можно сделать, - выступление Шульги. Поэтому думайте, как вы будете возвращать, - предупредил Президент - Если надо где-то помочь по сырью и нужно мое вмешательство и какие-то решения, пожалуйста, давайте будем решать. Но я хочу, чтобы вы понимали: без железной дисциплины вы ни одного вопроса не решите. За жесткость требований с вас никто спрашивать не будет, если будет результат".

 Александр Лукашенко призвал директоров предприятий активно действовать и принимать необходимые решения. "Ориентируйтесь на руководителя своего ведомства. Если нужно, он согласует напрямую со мной те или иные ваши действия. Но в плане производства и продаж, технологий и прочего - вы там хозяева. Действуйте и несите ответственность", - подчеркнул глава государства.

НА СНИМКАХ: выступает Александр Лукашенко; во время совещания.

Фото Максима Гучека,

БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?