Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Пандус – это еще не безбарьерная среда». Как в Молодечно помогают получить профессию ребятам с особенностями психофизического развития

С приставкой «С»

Наверное, каждый учитель хоть раз в сердцах восклицал: «Я десять раз повторять не буду!» В Молодечненском государственном колледже педагоги, если нужно, готовы повторять и десять раз, и 20, и даже больше. У них непростая миссия – помочь получить профессию двум десяткам ребят с особенностями психофизического развития.

Полина Миллер предлагает ученикам поиграть в собеседование

Два в одном

Если не знать, что эти группы – по одной на первом и втором курсах – особенные, вряд ли догадаешься. Даже нумерация у них такая же, как у всех. Разве что приставка в виде буквы «с» тактично указывает на то, что ребята, которые здесь учатся, поступали на основании свидетельства о специальном образовании.

Все они получают сразу две квалификации – штукатур и маляр строительный.

– Нам хотелось, чтобы профессии были универсальными, подходящими и для парней, и для девушек, – объясняет свой выбор директор колледжа Дмитрий Богдан, с чьей легкой руки пять лет назад в учебном заведении появилась первая группа с приставкой «с». – У ребят своя программа, в которой меньше общеобразовательных предметов и больше практики, в результате обучение занимает не три года, а два. Правда, если обычно выпускники уходят от нас специалистами 3–4-го разряда, то им присваивают 2-й или 3-й. Но в тех случаях, когда ученик действительно способный, можем дать разряд и повыше.


Штукатурить лучше под музыку

Тонкости работы кистью, валиком и мастерком постигают 22 парня и девушки с особенностями ментального развития. У первокурсников как раз идет урок производственного обучения. В мастерской, разделенной на несколько мини-комнат, чьи стены, полы и потолки выполняют роль учебного тренажера, идет занятие. Первокурсница Лена Мороз ловко орудует полутерком, распределяя по стене цементный раствор:

– Получается хорошо, мастер хвалит. Учиться нравится, интересно. Сама я родом из Мяделя, но домой езжу не каждые выходные: у нас по субботам факультативы, не хочу пропускать.

Монотонную, повторяющуюся работу эти ребята выполняют идеально

Илья Беляцкий – гордость группы, отличник. Его стена выглядит настолько ровной, словно работу выполнил штукатур со стажем.

– Мы уже многому научились: готовить раствор, выравнивать стены, заделывать русты – это такие полоски на потолке на стыке плит, – перечисляет Илья, загибая пальцы. – Когда окончу колледж, хочу работать по специальности: и дело интересное, и зарплата должна быть неплохая. Правда, хотелось бы найти место поближе к дому – агрогородку Крулевщизна Докшицкого района.

Мастер производственного обучения Ольга Романовская вспоминает, что поначалу, когда предложили взять группу с приставкой «с», было страшновато:

– Оказалось, зря боялась. К словам педагога ребята относятся ответственно. Если в обычных группах один пришел на занятие в мастерскую без головного убора, другой рукавицы забыл, то они всегда собранные, подготовленные – не придраться. Только если один начинает нервничать, это быстро передается остальным. Иногда специально включаю на занятиях классическую музыку, чтобы разрядить обстановку.

У мастера производственного обучения Ольги Романовской терпения хватит на троих

Рискнули –  и не прогадали

Пока первогодки работают в мастерской, у второкурсников идет урок «Социальное ориентирование». Тема – прием на работу: преподаватель Полина Миллер изображает сурового работодателя, а ученики стараются убедить, почему стоит нанять именно их.

– Я хорошо выполняю свою работу, – заверяет второкурсница Настя. – А еще владею компьютером, рисую и могу сказать что-нибудь по-немецки.

После звонка педагог признается, что больших отличий между учениками обычными и с ментальными особенностями она не видит:

– Единственное, некоторые плохо пишут под диктовку, поэтому заранее готовлю распечатки. А так все, как обычно. Темы стараемся брать максимально жизненные: как рассчитываться в магазине (не все умеют различать купюры по номиналу), что такое служба занятости и чем она может помочь.

Общежитие – отличная школа для тех, кто никогда не жил отдельно от родителей

Выпускников ждет отработка по распределению. Но даже когда этот срок истекает, большинство остается на предприятиях. И работодатели признаются, что не прогадали: монотонную, повторяющуюся работу те выполняют идеально. Получается выгодная сделка: директору – ответственный сотрудник, выпускнику колледжа – работа, зарплата и право на нормальную жизнь.

– Безбарьерная среда – это ведь не только пандус, – замечает на прощание директор колледжа Дмитрий Богдан. – Это когда ребята с особенностями психофизического развития могут свободно общаться, учиться, работать.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter