С праздником, страна Марсельезы!

Интервью посла Французской Республики Мирей Мюссо

Интервью посла Французской Республики Мирей Мюссо


Париж принял на себя председательство в ЕС на ближайшие полгода. А это значит, что французскому послу в нашей стране Мирей Мюссо предстоит главная работа по реализации совместных проектов (естественно, вместе с руководителем недавно открытого в Минске представительства Европейской комиссии в Беларуси господином Хольцапфелем). И это радует. Ведь госпожа Мюссо видит нашу страну не только из окон посольства, выходящих на площадь Свободы... Отличительной особенностью французской миссии является множество совместных культурных, университетских, спортивных, гуманитарных проектов. Посол Франции недавно вернулась из одной поездки по регионам страны и уже планирует следующие, потому что, сказала она мне в интервью, — «там тоже есть на что посмотреть и с кем поговорить»... Накануне национального праздника Французской Республики, отмечаемого 14 июля, я встретилась с госпожой Мирей Мюссо, и на этот раз разговор шел не только о двухсторонних отношениях, но и связях с Евросоюзом, в котором будет председательствовать Франция.


— Уважаемая госпожа посол! Мы встречаемся с вами накануне национального праздника Франции — Дня взятия Бастилии. Примите самые искренние поздравления! Кстати, в календаре эта дата соседствует с нашим Днем Независимости. Первый вопрос к вам у меня философский: как вы думаете, почему идея независимости, идея национальных ценностей сегодня так актуальна и дорога простому человеку, гражданину любой страны?


— Я знаю, что для вас этот праздник связан с освобождением страны в 1944 году и понимаю, что в этот день отдается дань памяти как воевавшим ветеранам, так и всем людям, которые очень много страдали. Именно народ выиграл эту победу. Конечно, начиная с 1943 года подоспела и западная помощь, борьба с фашизмом была нашим общим делом. Храня память о прошлом, мне кажется очень важным смотреть в будущее. И именно поэтому мы хотели бы поддерживать добрососедские отношения с Беларусью, которые предусматривают уважение общих ценностей, таких как свобода и демократия.


— Проект Евросоюза «Развитие трансграничного туризма в Беловежской пуще», который вы недавно презентовали в Брестской области вместе с другими европейскими послами, можно считать реальным шагом навстречу друг другу?


— Действительно, после открытия представительства Европейской комиссии в вашей стране появился и этот новый проект, финансируемый Евросоюзом. Он касается не только Беларуси, но и Польши, и реально демонстрирует сближение двух стран и возможность их интеграции в единый проект. Тут важна не только практическая сторона дела, предусматривающая обустройство территории и организацию туристической структуры... Символически это очень важный проект в развитии программы добрососедства и дружеских отношений стран.


— Госпожа посол, вы часто ездите по нашей стране, общаетесь с людьми... Может быть, лично у вас родилась идея какого–то особенного проекта, который вам хотелось бы реализовать здесь? Тем более что Франция стала председателем Евросоюза, а значит, возможностей будет больше...


— Большинство проектов здесь реализуются под эгидой Европейской комиссии, и если наши отношения с Беларусью будут улучшаться, конечно, мы заинтересованы в наращивании контактов. В наших же двусторонних отношениях я бы отметила плодотворные культурные и университетские связи, кстати, вскоре в Минск приезжает новый советник посольства по культурному сотрудничеству, который внесет свои идеи.


Что же касается лично меня, то я по образованию историк, и у меня есть идея именно в этой сфере. Мне бы хотелось создать мемориально–культурный комплекс на Березине, навсегда избавившись от антагонистических отношений. Спустя 200 лет после похода Наполеона у нас осталась история, которую мы писали совместно. Министерство обороны вашей страны, кстати, сильно помогло нам в ноябре прошлого года в перезахоронении останков солдат армии Наполеона. Я знаю, что в создании мемориала в этом месте заинтересованы и местные власти. С французской стороны есть интерес Музея инвалидов. Этот проект хотелось бы завершить к 2012 году к 200–летнему юбилею.


— Госпожа посол, как вы оцениваете белорусско–французские межмидовские консультации, состоявшиеся недавно в Париже?


— Я бы хотела отметить, что данные переговоры не преследуют цель подписания каких–то соглашений и не заканчиваются совместными конференциями. Это глубокие дискуссии по разным совместным темам. Мы размышляем о возможности подписания договора в экономической сфере, обсуждаем совместные культурные проекты, но в целом это такой продолжительный диалог как между Францией и Беларусью, так и между ЕС и вашей страной. Самое важное и интересное для нас — обменяться точками зрения. Мы говорим обо всем открыто и даже по тем вопросам, по которым наши мнения разнятся.


— После того как по одному из самых острых вопросов в отношениях ЕС и Беларуси — шенгенским визам — звучала острая критика как со стороны депутатов Европарламента, так и негативная реакция белорусской общественности, можно ли ожидать, что ЕС исправит ситуацию и снизит цены на визы?


— Что касается различной критики... До того как страны вошли в Шенгенскую зону, они имели право и возможность проводить свою собственную политику. Но как только они согласились с определенными правилами вступления в Шенген и обязанностями, которые на них при этом возлагаются, подобная критика теряет свою актуальность. Изменения в этой сфере могут приниматься только 27 странами совместно.


Тем не менее я понимаю заинтересованность белорусов по данному вопросу и хотела бы подчеркнуть, что Шенгенское соглашение дает возможность прислушиваться к тем или иным пожеланиям. Так, шенгенская визовая политика предусматривает выдачу бесплатных виз по усмотрению каждой страны. Предусмотрена также и выдача многократных виз. Каждая страна может предоставлять такие возможности. Например, мы выдаем бесплатные визы всем молодым людям до 25 лет. Бесплатно получают въездные документы и те, кто едет по культурному, университетскому, спортивному, гуманитарному обмену. В целом 40 процентов от всех выдаваемых виз — бесплатные. Поэтому мне кажется, что критиковать посольство Франции нет никаких оснований. В целом, каждая страна вправе определять основания и категории людей, которым может быть предоставлена многократная или бесплатная виза.


С другой стороны, с некоторыми странами, такими как Россия и Украина, ЕС заключил соглашение об облегчении визового режима. Однако это возможно только после подписания между странами договора о партнерстве и сотрудничестве. Такое соглашение могло бы быть предложено и Беларуси в рамках политики добрососедства ЕС. Важным знаком и определенным тестом, который позволит перейти к новой динамике наших отношений, являются грядущие парламентские выборы в вашей стране. И так как эта политическая кампания происходит во время председательства Франции, мы были бы счастливы внести свой вклад в улучшение двухсторонних отношений, а также отношений с ЕС. Радует то, что белорусские власти согласились пригласить наблюдателей и уже на этой неделе им будет выслано официальное приглашение. Все пути открыты, мы надеемся на то, что наши отношения будут улучшаться. В таком случае можно надеяться на подписание соглашения по добрососедству и решать вопросы по визам.


— Очень актуальный вопрос в Беларуси — строительство атомной станции. Хотелось бы услышать ваше мнение, потому что Франция известна как страна с самым большим количеством атомных станций в Европе. Нам интересен французский опыт в этом деле, особенно в социальном восприятии атомной энергетики.


— Я вам могу абсолютно точно сказать, что 7 июля известной французской компании «Арева» было передано предложение белорусских властей для участия в строительстве. Возведением атомных станций мы занимаемся с 1956 года. Но настоящий бум во Франции датируется семидесятыми годами, то есть после первого нефтяного кризиса. Именно тогда мы решили стать менее зависимыми от потрясений на энергетическом рынке. Сейчас мы зависим лишь на 50% от внешних источников энергии. 80% своей электроэнергии мы получаем на атомных станциях. У нас их всего 58. Тем не менее в стране продолжается строительство станций нового поколения, а также проводятся исследования по четвертому поколению атомных реакторов, которые будут использоваться в 2040 году. Так что у нас есть опыт и строительства, и обеспечения безопасности. Кстати, именно французские компании строят новый саркофаг над четвертым блоком Чернобыльской АЭС...


Что же касается связанных с этой темой фобий, то, конечно же, дискуссии всегда существуют, и у нас находятся люди, которые выступают против атомных технологий, однако они находятся в меньшинстве. Есть гораздо большие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, например, климатические, энергетические, решить которые как раз поможет атомная энергетика.


— Госпожа Мюссо! Для многих белорусов старшего поколения связи с Францией ассоциировались с совместной борьбой с фашизмом. Эскадрилья «Нормандия — Неман» являлась символом наших общих ценностей. Но чем дальше, тем активнее развиваются новые связи, возникают новые совместные проекты. Способствуют ли они становлению новых общих ценностей?


— Я рада, что вы упомянули об эскадрильи «Нормандия — Неман». Это явление действительно огромной важности, свидетельствующее о мужестве французов и белорусов. После того как мы вместе победили, в Европе царит мир. Мне очень хотелось бы надеяться, что мы сможем поддержать этот мир и следовать общим ценностям справедливости, свободы и демократии. Мне кажется, именно в этом мы можем найти наш общий язык.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter