Что планируется изменить в транспортной отрасли

С правом перевозки

В Беларуси планомерно совершенствуется подход к пониманию безопасности дорожного движения. На Правовом форуме прошло обсуждение проекта указа «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров». Например, осуществлять такие услуги предлагается разрешить только тем водителям, которые соответствуют всем требованиям по возрасту, стажу, квалификации, при наличии медицинского обследования. Также предусматривается введение обязательных регистрационных карт для тех, кто садится за руль. Как создать предпосылки для развития добросовестной конкуренции и наведения порядка в сфере пассажирских перевозок, рассуждают наши эксперты. 

Фото Ивана Яривановича

Движение без опасности

house-gov.by
Сегодня рынок пассажирских перевозок — прибыльный бизнес, где никто не хочет упускать клиентов. С одной стороны, свои услуги предлагают официальные перевозчики, с другой — встречаются их недобросовестные конкуренты. 

На мой взгляд, причиной обострения ситуации стало разрегулирование рынка. Все это приводит к тому, что перевозчик делает выбор не в пользу безопасного движения, которое требует финансовых затрат. Чтобы исправить ситуацию, Минтранс предлагает введение регистрационных карт транспортного средства при выполнении автоперевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями‑такси, а также получения перевозчиками карточки допуска на каждое такое авто. Регистрация будет проводиться через электронный сервис, где у водителей и диспетчеров будут личные аккаунты. Пару лет назад в Беларуси отменили лицензии на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Теперь таксистом может стать кто угодно. Рынок, по сути, из регулируемого перешел в саморегулируемый. Но работа здесь связана с повышенной опасностью, ответственностью за пассажира, поэтому данный вид деятельности должен быть под особым контролем. 

Транспортная инспекция сможет приостановить допуск таксиста на месяц, а диспетчера — на три месяца. Например, если за год виновное лицо дважды и более привлекалось к административной ответственности за нарушение установленного порядка приема средств платежа и (или) использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов. Такое же наказание последует и при передаче заказа незарегистрированному водителю. 

Сегодня привлечение нелицензиата к ответственности идет за нарушение оформления транспортного средства, отсутствие оснащения соответствующим оборудованием и т.д. Так что нынешние предложения направлены на усиление ответственности.

 «Нерегулярщики», которые фактически выполняют регулярные рейсы, должны выйти из тени. Если они хотят осуществлять перевозки по какому-то маршруту, следует направить предложение на конкурс, проводимый заказчиком или его оператором.

В последнее время многое меняется. Такси можно заказать через интернет, а рассчитаться за поездку банковской карточкой. Но несмотря на все нововведения, главным и неизменным остается требование к безопасности на дороге. Нередко сервисы, позволяющие вызвать машину через приложение, прячутся под обтекаемым определением «аренда транспортного средства с экипажем». С точки зрения Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», различные интернет-сервисы являются диспетчерами. Обязательное условие, которое должны исполнять те, кто выполняет перевозки пассажиров, — соблюдение соответствующих правил, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года. Например, в них указаны определенные требования к водителю. Он должен быть не моложе 20 лет, иметь водительское удостоверение категории «В» и общий стаж вождения не менее двух лет или стаж работы водителем один год. Обязательно должна быть медицинская справка, что он может управлять транспортным средством. Недобросовестные перевозчики не всегда соблюдают эти требования. Посмотрите: за рулем такси нередко студенты или уставшие люди после основной работы. 

По статистике, основными нарушениями, влияющими на безопасность выполнения перевозок, являются несоблюдение режима труда и отдыха водителями, несвоевременное прохождение гостехосмотра, непрохождение предрейсового медицинского освидетельствования. Только в прошлом году, по данным Транспортной инспекции, с участием автомобилей-такси произошло 76 ДТП, в которых шесть человек погибли, 92 — пострадали.

Игорь Комаровский, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи

Проложить маршрут ответственности 

Фото Александра Кулевского
Познакомившись с проектом указа, многие тут же начали оценивать его воздействие на рынок такси и предполагаемые последствия новшеств. Но документ направлен не только на решение отдельного вопроса, он охватывает отрасль в целом. И в большей степени касается пригородных, региональных, межрегиональных маршрутов и автомобилей-такси. 

Пару лет назад в Беларуси ввели послабления для тех, кто занимается пассажирскими перевозками. Регистрация по заявительному принципу, отмена лицензий и путевых листов, с одной стороны, либерализировали транспортную сферу, но нововведения были проработаны не до конца. Ведь и тогда, и сейчас главным остается вопрос качества услуг. 

Накопившиеся проблемы быстро не решить. По сути, сейчас систему лицензирования хотят заменить на введение регистрационных карт транспортного средства. Но это должно быть ясно сформулированное общее видение: какая организация транспортной системы наиболее эффективна, к чему нам всем — Минтрансу, перевозчикам, власти и пассажирам — следует стремиться, чем это будет полезно и во что эти желания реализуются.

Сейчас понятно, что номинально повышается уровень контроля, и это если, как обычно бывает, не найдутся лазейки. Вопрос: гарантировано ли повышение качества перевозок, чем рискует «ответчик» при отсутствии положительных сдвигов?

К примеру, каждый день тысячи людей из одного пункта добираются в другой на маршрутках. Это быстро, комфортно и почти без остановок. Особенно популярны они на пригородных и междугородних маршрутах. Конечно, многие ведут игру по своим правилам. Но что мешает скоординировать работу с реальными потребностями людей, которые всего лишь хотят ехать из удобного места и без мороки?

На мой взгляд, различные проблемы в этой сфере заключаются еще и в том, что регулирование у нас осуществляется лишь на республиканском уровне, в результате чего местные исполнительные комитеты, районные и городские администрации фактически не участвуют в этом процессе. В то же время, если посмотреть на мировой опыт, там в различных городах введено лицензирование на такси на своем уровне. На автомобиле пассажир видит табличку с информацией о стоимости по тарифу, выданную лицензию и т.д. 

Также у нас недостаточно продумана и налажена структура распределения ответственности и полномочий между государством, муниципалитетами и рынком в лице частных перевозчиков. Как результат — скопление нелегалов на транспортно-пересадочных узлах в центре столицы, а также вольница с тарифами такси. 

Нам нужна четкая система транспортных норм. Это повысит роль законов и правил. Сегодня важно принимать по автоперевозкам содержательное реальное решение, обоснованное деньгами, однозначно понятое и без предположений принятое всеми участниками рынка.

Юрий ВАЖНИК, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter