С позиций потребителя

C позиций потребителя исходили  участники  XVII  общего  собрания  представителей  членов  Белорусского  республиканского  союза  потребительских  обществ,  определяя  стратегию  и  тактику  развития   потребительской  кооперации  на  ближайшую  и  отдаленную  перспективу

C позиций потребителя исходили  участники  XVII  общего  собрания  представителей  членов  Белорусского  республиканского  союза  потребительских  обществ,  определяя  стратегию  и  тактику  развития   потребительской  кооперации  на  ближайшую  и  отдаленную  перспективу

Следующий год — отчетно-выборный в системе потребительской кооперации. Предстоит держать серьезный экзамен по проделанной за последние пять лет работе перед обслуживаемым населением, пайщиками. Принципиальная оценка действиям кооператоров будет дана и руководством страны. Еще есть время, чтобы, образно говоря, подтянуть «тылы», четче расставить акценты, более активно использовать имеющиеся резервы.

Многое будет зависеть от того, как сложится нынешний год. И вот тут очень важно грамотно распорядиться уже достигнутым потенциалом, обобщить и распространить по системе потребительской кооперации опыт лучших кооперативных организаций, скорректировать усилия на главных направлениях. Поэтому состоявшееся XVII общее собрание представителей членов Белкоопсоюза можно считать в определенной мере знаковым по достижению намеченных рубежей, повышению эффективности обслуживания населения. Ведь на нем были проанализированы итоги финансово-хозяйственной деятельности за минувший год, рассмотрены актуальные задачи по успешной реализации прогнозных параметров развития в 2008 году.

По словам председателя Правления Белкоопсоюза Владимира Кулешова, в отчетном периоде усилия кооператоров были направлены на закрепление позитивных тенденций по обеспечению динамичного развития потребкооперации. В результате успешно выполнены основные прогнозные показатели и доведенные плановые задания. Получено 40,6 миллиарда рублей чистой прибыли. С убытками сработали только четыре кооперативные организации. Средний размер заработной платы составил 459 тысяч рублей, что выше установленного правительством задания. Поэтому, отметил Владимир Викторович, 2007 год внес весомый позитивный вклад в развитие потребительской кооперации. Вместе с тем, считает Владимир Кулешов, это не может служить основанием для самоуспокоенности. Несмотря на  благоприятную в целом обстановку в кооперативных организациях, не удалось полностью устранить все имеющиеся болевые точки. Председатель Правления Белкоопсоюза обратил, в частности, внимание на медлительность в реализации инвестиционных проектов, невыполнение некоторых прогнозных параметров, например по экспорту, перечислил некоторые другие проблемы, над решением которых предстоит предметно работать. 

Приоритет, как и прежде, торговле. В минувшем году ведущая отрасль потребительской кооперации развивалась, по общему мнению, успешно. Открыто 116 новых торговых объектов, отремонтировано и модернизировано свыше двух тысяч магазинов, дополнительно приобретено 5,4 тысячи единиц холодильного оборудования. Как следствие, объем продаж доведен до 10,7 миллиарда рублей при задании 8,6 миллиарда. Однако, к сожалению, даже при столь значительных показателях темпы роста кооперативной торговли оставались ниже, чем в целом по республике. В 2006 году, для сравнения, все было с точностью до наоборот. В отчетном периоде не самым лучшим образом действовали работники прилавка Минщины, которые оказались по этой позиции на последнем месте в Белкоопсоюзе и тем самым негативно повлияли на общий конечный результат. 

По информации Владимира Кулешова,  в целом по системе потребкооперации не удалось выйти на намеченный уровень торговли так называемыми брендовыми и промышленными товарами, только на 87 процентов выполнено задание по развитию оптового оборота. Причина — в просчетах по управлению товарными ресурсами. Между тем так и не получил до сих пор широкого распространения опыт Светлогорского райпо по организации работы экспедиционных складов. Владимир Викторович обратил внимание участников собрания и на такой момент: там, где кооператоры слабо занимаются вопросами реализации некоторых групп непродовольственных товаров, эту нишу незамедлительно занимают конкуренты. В качестве примера он привел город Глубокое, где торгуют непродтоварами в 121 магазине, в том числе в 12 — автозапчастями. К сожалению, среди них по этой позиции нет ни одного предприятия торговли потребкооперации. 

— Нынче намечено увеличить реализацию непродовольственных товаров, как минимум, в три раза, — сказал Владимир Кулешов. — Планы амбициозные, но вполне реальные, для их выполнения в организациях потребкооперации имеются все возможности. Наше главное преимущество — наличие свободных торговых площадей. В свое время, что называется, мы повесили на них большой амбарный замок, чем воспользовались конкуренты. Пришла пора изменить ситуацию. Ведь люди ждут таких товаров, и мы их должны им предоставить.

Особое значение придается развитию сетевых магазинов, торговая площадь которых должна составлять примерно тысячу квадратных метров. Если, по словам Владимира Кулешова, этого своевременно не сделать и дать конкурентам шанс сыграть на опережение, в таком случае будущее кооперативной торговли видится весьма проблематичным. По-иному надо подходить и к вопросам комплектования штата продавцов, что в конечном итоге позволит значительно удлинить режим работы магазинов. 

В общественном питании в минувшем году темпы развития были на уровне среднереспубликанских. Следовательно, ориентиры выбраны верные. Успех дела — в открытии современных предприятий общепита, модернизации и техническом переоснащении уже действующих объектов, увеличении удельного веса выпуска продукции собственного производства. Более пристальное внимание необходимо обратить на работу кондитерских цехов, а также магазинов «Кулинария». В Дятловском райпо, к примеру, среднемесячный товарооборот такого магазина составляет 250 миллионов рублей, тогда как в отдельных потребительских обществах не получают такого результата во всей отрасли. 

Неоправданно, по мнению Владимира Кулешова, затянулся процесс модернизации кооперативной промышленности, что привело к спаду производства по некоторым позициям в 2007 году. Вторая проблема — качество выпускаемой продукции, которая остается нередко невостребованной. Надо, считает Кулешов, обеспечить прорыв в кооперативной промышленности за счет технического перевооружения предприятий, внедрения прогрессивных технологий. 

В заготовительной отрасли, которая, к слову, в целом неплохо сработала в минувшем году, во главу угла следует поставить наращивание объема закупок сельхозпродукции и сырья у населения. Сезон массовых заготовок не за горами, а в отдельных кооперативных организациях проявляют неоправданную медлительность. Такая пассивная позиция заслуживает осуждения. По опыту 2007 года рекомендуется привлечь нынче к работе не менее 4000 внештатных заготовителей. 

Говоря о финансовом положении потребительской кооперации, Владимир Кулешов подчеркнул, что оно заметно укрепилось. Обеспечена рентабельная работа субъектов хозяйствования, в том числе и в начале нынешнего года, что очень похвально. Раньше об этом можно было только мечтать. Перелом произошел в минувшем году, а нынче успех еще более закреплен. С другой стороны, обоснованную озабоченность вызывает отсутствие во многих кооперативных организациях собственных оборотных средств. Ведь их наличие — одно из условий предоставления потребкооперации государственной поддержки. Резервы — в сокращении транспортных издержек, расходов на аренду и содержание зданий и сооружений, внедрение энергосберегающих технологий, оптимизация численности работников и т.д. Кроме того, надо смело идти на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание совместных предприятий. В этом — залог успеха, в одиночку кооператоры вряд ли смогут справиться со всеми поставленными перед ними задачами. 

Конкретные предложения по совершенствованию кооперативной работы, достижению намеченных целей прозвучали в выступлениях участников собрания. Был также рассмотрен организационный вопрос. Первым заместителем председателя Правления Белкоопсоюза избран Леонид Иванович Сенько. Свою трудовую деятельность в потребительской кооперации он начал в 1986 году заместителем председателя правления Червенского райпо, курировал кооперативную промышленность. С 2000-го по 2006 год работал на руководящих должностях в аппарате Минского облпотребсоюза, в том числе первым заместителем председателя правления. Последнее место работы — директор РУП «Торговый дом» концерна «Белгоспищепром». Окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства и Белорусский государственный экономический университет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter