С пол-оборота?

90 лет назад заводная рукоятка была обязательной деталью автомобиля.
90 лет назад заводная рукоятка была обязательной деталью автомобиля. И только с изобретением электрического стартера изогнутая железяка переместилась сначала в багажник, а потом и вовсе исчезла из арсенала водителей.

В начале прошлого века многие автомобилестроители ломали голову над тем, как и чем заменить заводную рукоятку. Одни экспериментировали со сжатым воздухом, другие испытывали механизмы со спиральной пружиной наподобие часовой. Однако ни одна из попыток не привела к успеху. И может быть, еще очень долго проблема оставалась нерешенной, если бы не случайная трагедия.

В июле 1910 года Байрон Джон Картер, президент компании "Картеркар" и хороший друг основателей "Кадиллака" Леланда-отца и Леланда-сына, скончался от увечья, полученного при попытке помочь незнакомой даме завести заглохший "Кадиллак". Разнервничавшаяся владелица забыла о регулировке зажигания, а галантный Картер счел неудобным ее проконтролировать. Машина взревела, и выскочившая заводная ручка попала Картеру прямо в темечко.

И хотя Картер был далеко не последней жертвой заводной рукоятки, именно его смерть подвигла убитых горем Леландов на разработку ее электрической замены.

Как раз в это время на горизонте появился Чарльз Кеттеринг, инженер из Огайо, придумавший электродвигатель для кассовых аппаратов. Дело в том, что маленький электромотор очень быстро перегревался. Однако Кеттеринг предположил, что для работы кассы достаточно нескольких оборотов мотора, а в промежутках между включениями двигатель успеет охладиться. Он изготовил пробный экземпляр, поставил его на место ручки, и касса заработала. Моторчик разошелся по всем странам мира.

Ту же идею Кеттеринг использовал и в автомобильных стартерах. Собрав сравнительно небольшой и слабый мотор, он в конце июля 1912 года привез его в Детройт, где стартер был установлен на автомобиль. Проблема перегрева решалась, как и в кассах, - за короткое время пуска электродвигатель просто не успевал нагреться. На испытание были приглашены все участники работ над электрическим пуском. Стартер работал на все сто.

Однако Леланду и Кеттерингу стоило огромных трудов убедить руководство "Дженерал Моторс" в работоспособности прибора: руководство компании считало, что неудача здесь означает слишком большой риск, а малогабаритному электродвигателю не под силу завести кадиллаковский мотор. На это Леланды резонно возразили: чем за глаза хаять, лучше приходите и посмотрите сами. Факты - вещь упрямая. Стартер работал, и не согласиться с этим было невозможно.

Свидетельство Королевского автомобильного клуба Великобритании и Ирландии под номером 353 от 3 августа 1912 года сообщало: "Стартовое устройство "Кадиллака" состоит из электрического генератора, приводимого во вращение двигателем автомобиля. Генератор заряжает 24-вольтовую аккумуляторную батарею. При запуске стартер временно подключается к батарее, приводясь в это время педалью сцепления в зацепление с зубцами по периметру маховика коленчатого вала. При отпущенной педали сцепления и заведенном двигателе электромотор отсоединяется от маховика". Королевский автомобильный клуб отобрал два автомобиля для испытаний. Стартер первого запускал двигатель в среднем за 3 секунды, второго - за 4,2. Каждый автомобиль был испытан на 1.000 запусков. Именно так стартер получил путевку в жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter