С пламенным приветом

В Минске более 100 бесхозных домов, готовых вспыхнуть в любой момент

В Минске более 100 бесхозных домов, которые могут вспыхнуть в любой момент

Ничто не вечно под луной. Одни здания строятся, другие доживают свой век и готовятся к встрече со стенобитной машиной. Этот процесс в большом городе цикличен и неизбежен, как смена времен года… Неистребима и проблема: как только в доме гаснет свет и из него выезжают с вещами жильцы, он тут же превращается в головную боль для всех ответственных служб. И начинает свою новую жизнь, полную непредсказуемых поворотов.

В законе о профилактике все просто и ясно: ограничить доступ на неэксплуатируемый объект обязан балансодержатель. В жизни, увы, получается не так красиво… Очень многие постройки под снос на долгие годы превращаются в бесплатные гостиницы для бомжей. Разумеется, чистотой и безопасностью в этих «люксах» не пахнет. Зачастую здесь пахнет гарью и дымом костров. 

Одна судьба на двоих

…Улица Клумова. Спускаемся с горочки вниз и попадаем на территорию объекта, напоминающего пункт приема стеклотары. Двери забиты, узкие окна зарешечены — в здание не попасть. Но возле стоящего рядом металлического киоска в изобилии бутылок из-под вина, грязной одежды, пустых пачек сигарет… Сам железный бокс почернел от копоти, однако внутри лежит свеженький матрац. 

 — Эта будка уже горела 23 мая. виновники успели скрыться с места пожара до прибытия подразделений МЧС. Теперь бомжи снова вернулись на насиженное место. Им тут нравится: зеленая зона, рядом ручей, где можно соскоблить этикетки с бутылок. Ночуют в киоске, пищу готовят на костре. А это значит, опять жди пожара, — говорит Сергей Пятышев, заместитель начальника Партизанского РОЧС. — В мае мы оштрафовали балансодержателя — ЧУП «Минсккоопвторресурсы» — и вынесли вопрос на исполком. Тогда было решено сдать будку на металлолом, но районный «Зеленстрой» не очень-то спешит с ее вывозом. Владелец же объекта и слышать ничего не хочет: мол, здание скоро выставляют на аукцион, а киоск не их. И точка! 

Мы молча шли к машине, внутренне содрогаясь от увиденного: здесь можно смело снимать фильм о трущобах больших городов. Но следующие объекты оказались не многим лучше. 

В частном секторе по улице Холмогорской хорошо знают оба этих дома. У них разные истории, но один печальный финал. Тринадцатого мая они сгорели дотла с промежутком в 6 часов… 

Холмогорская, 68. Полностью выгоревшая и осевшая крыша, закопченные окна, заросший бурьяном палисадник. Сразу видно: нога человека не ступала здесь уже давненько. 

— Раньше у нас была одна проблема: у хозяйки дома собирались все алкоголики квартала — шум, крик, музыка. Но потом ее посадили, и тут стали ошиваться бездомные. Пили, курили, сносили сюда тряпки и макулатуру. Выходишь зимой на улицу и видишь очередную компанию, сидящую в пустом доме у костра, — говорит нам через забор пенсионерка Валентина Локтева, владелица соседнего участка. — Да и теперь лучше не стало. Зная о том, что хозяев нет, сюда заходят по нужде всякие барыги. Жутко. Хоть бы он совсем сгорел! 

Пятьсот метров по улице вниз — и перед нами еще одна жертва бесхозяйственности. От дома № 119а остались только стены и фундамент. Вид такой, будто сюда попала авиабомба. 

— В нем не жили уже несколько лет. Один из владельцев в свое время переехал в Молодечно, второй — в Слуцкий район. 13 мая этого года дом начал гореть в 11-м часу утра, в 17.00 полыхнул второй. На месте задержали 28-летнюю барышню. По месту прописки не живет, нигде не работает, злоупотребляет спиртным, ранее судима… Именно она стала виновницей обоих пожаров в пустовавших строениях: выпила, закурила, затем прилегла отдохнуть, — смотрим обгоревшие развалины с Сергеем Пятышевым. — Продолжение каждой из этих историй будет зависеть от того, подадут ли владельцы иск на причинение материального ущерба. Но есть тут и другая проблема: разыскать этих самых владельцев. Один уехал работать за рубеж, другой отбывает наказание, третий не живет по месту регистрации… Приходится разыскивать домовые книги, обращаться с запросами в БРТИ. 

«Милицию мы не вызывали» 

Улица Таежная, 100. Нет, этот частный дом еще не горел. Но ЧП здесь можно ожидать с месяца на месяц. Открываем калитку, заходим во двор — зловонный запах шибает в нос. Наглухо закрыты окна, на дверях — тяжелый замок. Откуда запах? Ответ лежит с обратной стороны дома, прямо возле веранды: груды мусора, бутылок, отходов, старых газет и прочие следы человеческой жизнедеятельности. На заборе сушатся штаны, свитер и куртка. Чуть поодаль — шалаш хозяина этого гардероба: деревянный штакетник, занавеска вместо двери, перед входом зеркало и стул. На стуле красуется роскошный букет цветов в бутылке из-под «Столичной». 

— Эй, есть кто дома? — приоткрываю рукой занавесь.

Есть, но спит, повернувшись на бок и накрывшись курткой. За-па-ах… 

Увидев нас, к забору подошел сосед: «Хозяйка уехала жить к сыну куда-то на проспект Рокоссовского и здесь не показывается. А этот бомж тут уже год — тихий такой, выпьет и спит. В дом не лезет, окна не бьет. Был тут, правда, у него один пожарчик в ноябре, но милицию мы не вызывали». 

Тепличная, 47, Геологическая, 52, переулок Авангардный, 17, проезд Металлистов, 4… Эти адреса прекрасно знают не только в Партизанском райотделе по ЧС. О них наслышаны и в администрации района, куда неоднократно направлялись письма. Сотрудники МЧС по опыту знают: каждый из этих пустующих объектов может «сдетонировать» в любой день. Это лишь вопрос времени и температуры за окном. 

— В районе 16 бесхозных строений, и за этот год они горели уже 6 раз. Впереди сезон холодов: деревянные рамы и навесные замки ненадолго задержат мерзнущих на 20-градусном морозе людей. Дальше все известно: костер, матрац, вино и сигарета, — сетует Сергей Пятышев. — Во время недавнего месячника по пожарной безопасности эти объекты проверяли особенно тщательно. Сейчас мы рассылаем письма владельцам и балансодержателям. Просьба одна : максимально ограничить доступ в помещение. 

Спасительный кинематограф 

Разумеется, эту картинку можно писать не только с Партизанского района. Бесхозные пустующие строения сегодня «прописались» по всей столице. Только представьте: в Минске их 107. Для сравнения: еще пять лет назад эта цифра едва превышала 30…

— Город растет и активно застраивается, под снос идут частный сектор, старые дома, общественные уборные, казармы… Но не всегда это делается оперативно — отсюда все проблемы, — говорит Александр Вакульчик, заместитель начальника отдела надзора и профилактики Минского городского управления МЧС. — В этом году спасатели 32 раза выезжали по таким адресам и тушили пожар. Шестнадцать человек удалось спасти, остальные поспешили скрыться с места событий… После масштабных проверок оштрафованы 18 балансодержателей, вынесены представления 16 должностным лицам. О ненадлежащей эксплуатации пустующих зданий дважды — в мае и июне — проинформировано руководство Мингорисполкома. Однако принимаемые администрациями районов меры недостаточны, отчеты во многом формальны. В этом вы смогли убедиться сами. При этом районная власть наделена сегодня всеми полномочиями для своевременного контроля и принятия решений. Например, работники ЖРЭО могут запросто заколотить окна и двери в любом пустующем доме, а потом выставить счет владельцу. Или оштрафовать его за бездействие. Было бы желание… 

Ну а пока желание проявить участие к пустующим постройкам высказал только «Беларусьфильм». С 1 сентября по 28 декабря в здании бывшей областной детской больницы по улице Бровки, 7 будут снимать кино о ликвидации партизанами гауляйтера Кубе. Спасатели очень рады: из черного списка на 4 месяца можно вычеркнуть хотя бы один проблемный объект. 

------------------------------------------

Цифра

С 2006 года в бесхозных строениях столицы произошло 159 пожаров и возгораний, при этом погибло 10 человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter