Руководители сетей АЗС прогнозируют, до какой отметки подорожает в ближайшее время топливо

С пистолетом наголо

К концу прошлой недели цифры на электронных табло на АЗС вновь изменились: топливо в стране подорожало пятый раз с начала года. Стоимость литра бензина и дизельного топлива, как и в предыдущие разы, выросла ровно на одну копейку. Очевидно, что подорожание это не последнее. Что думают о нем представители АЗС, а также в концерне «Белнефтехим»?


Логику после мартовских повышений цен объясняли в концерне «Белнефтехим». Там привели такую арифметику: за прошедшие два года, когда цены на  нефтепродукты на табло АЗС оставались неизменными, в долларовом эквиваленте они снизились на четверть. Причин тому было несколько: рост стоимости черного золота на мировом рынке, «налоговый маневр» России, увеличение акцизов и ослабление курса белорусского рубля. 

— В результате действия всех этих факторов — то есть влияния конъюнктуры рынка — рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке стала отрицательной, — резюмировали в концерне. И добавили: сейчас наши нефтепереработчики пытаются максимально сократить затраты, однако низкие цены на нефтепродукты на внутреннем рынке не позволяют им работать эффективно. Именно поэтому повышение цен на топливо жизненно необходимо для НПЗ. При этом в «Белнефтехиме» особо акцентируют внимание: резкого роста цен на топливо не будет, изменения будут поэтапными и постепенными.

Свою позицию относительно необходимости повышать цены озвучивают и руководители сетей АЗС. Несколько дней назад в концерне прошло совещание с игроками рынка, на котором последние были вынуждены признать: из-за низких цен на топливо и ограниченной маржинальности продаж по итогам первого квартала рентабельность работы АЗС была либо низкая, либо и вовсе отрицательная. При этом рост в апреле нефтяных котировок практически нивелировал положительный экономический эффект от повышения розничных цен на бензин и дизтопливо как для НПЗ, так и для сетей автозаправочных станций. В связи с этим компании озвучили наиболее приемлемую цену на нефтепродукты: по мнению игроков, она должна быть на 5—10% выше, чем в Смоленской области России. 

Разумеется, мы тут же сравнили, сколько стоит бензин и дизельное топливо в Смоленске и у нас. По состоянию на 10 мая цифры (в долларах за литр) выглядели так: в Смоленской области — AИ-95 — 0,68, АИ-92 — 0,63, ДТ — 0,63, на наших заправках — 0,66, 0,62 и 0,68 соответственно. Разница пусть и небольшая, но все же очевидная.

В мировом рейтинге цен на топливо Беларусь занимает 145-е место из 170.
Дешевле, чем у нас, топливо только в 24 государствах мира.
Фото Павла ЧУЙКО.

«Р» обратилась к руководству компании «Лукойл Белоруссия» с просьбой прокомментировать озвученную всеми игроками позицию — повысить цену топлива на уровень до 10% по сравнению с российским регионом.

— Да, такое мнение звучало. Однако мы считаем, что цены на топливо в стране не обязательно должны быть на определенный процент выше, чем в Смоленской области. Они должны соответствовать реальной текущей конъюнктуре рынка нефтепродуктов, — обозначили свою позицию в компании. — Хотя сравнение со Смоленской областью вполне корректно. Это граница между двумя странами, и здесь проходит важнейшая трансъевропейская магистраль М-1. Именно приграничным и транзитным характером области, а также удаленностью от российских НПЗ и обусловлен более высокий уровень цен на топливо в Смоленской области.

Сегодня Беларусь в мировом рейтинге цен на топливо, который составляет ресурс globalpetrolprices.com, занимает 145-е место из 170 (по состоянию на 8 мая). То есть дешевле, чем у нас, бензин стоит только в 24 государствах планеты. Причем большинство из тех, кто находится в списке после нас, это нефтедобывающие державы — Кувейт, Катар, Туркменистан, Венесуэла. При средней мировой цене одного литра бензина в 1,03 доллара его стоимость в Беларуси составляет 0,66 доллара. А вот по стоимости дизеля мы занимаем 131-ю позицию, опережая ряд стран СНГ. При средней мировой цене 0,91 доллара за литр эта цифра у нас составляет 0,69 доллара. Существенные разницы на табло АЗС по всему миру в globalpetrolprices.com объясняют так: несмотря на то что все страны имеют одинаковый доступ к нефти на международных рынках, налоги и субсидии в каждом государстве разные. Как правило, в экономически развитых странах цены на топливо более высокие, а в бедных государствах и странах, которые производят и экспортируют нефть, стоимость нефтепродуктов более низкая. 

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter