История одной фотографии актера Александра Ткаченка

С первого дубля

В конце 80–х и в 90–х, когда я работал в редакции литературно–драматических программ нашего телевидения, в эфир шло много передач, посвященных поэзии. Тогда белорусские актеры и сами поэты часто появлялись на экране. Звучали стихи и проза.


Удивительно, что такой роскошной и умной техники, как нынче, еще не было, но передачи получались любопытные.

Но вернемся на улицу Макаенка, в редакцию. Стихи к прочтению были подобраны, сценарий утвержден, осталось найти актера, который их прочтет. Мы с режиссером сидели в редакции и обзванивали артистов. Кто–то был занят, а многих не было на месте. Съемка могла сорваться. Мы нервничали. Опытный телевизионный режиссер Виктор Карпилов, глядя на наши переживания, поднял указательный палец и предложил пригласить Александра Ткаченка, сказав, что у него уникальный голос, который подойдет к любым стихам. Позвонили в Русский театр, через час Александр был в студии.

Высокий, худой, веселый и, да простит меня серьезный, всеми уважаемый народный артист Александр Леонидович Ткаченок, немного чудаковатый.

Он обрадованно взял странички со стихами, рассказал какую–то байку, пробежал глазами, неопределенно хмыкнул, подышал, походил по кабинету туда–сюда, что–то бормоча и взмахивая рукой, как метрономом, и тихо сказал: «Ну, теперь можно попробовать!» Прочел так хорошо, словно готовился несколько дней.

Выглядел в те годы Александр Ткаченок примерно так, как на этом снимке Евгения Коктыша. Мы спустились в студию, он бросил куртку на спинку стула, сел к микрофону и быстро записал стихи. С первого дубля.

Потом приглашали Ткаченка часто, и он всегда читал великолепно. Голос у него на самом деле уникальный, узнаваемый, но он и артист очень многогранный, пластичный, умный.

Я видел несколько его театральных работ и всегда радовался, вспоминая первую встречу, то, как он ходил по редакции, взмахивая рукой. А в 1994 году мне повезло поработать с Александром опять же на нашем телевидении, на съемках фильма Валерия Шишова «Времена года». Фильм сложный, роль почти беззвучная, на движении, молчании. Но актер смог сыграть ее так, что она осталась в памяти. На монтаже фильма мы часами пересматривали пленку с дублями. Выбрать сложно, в каждом дубле Александр разный, но везде точно попадающий в образ. Мы называли эти мучения «борьбой хорошего с еще лучшим».

У него есть свой зритель. Многие ходят в Национальный академический драматический театр имени М.Горького на все премьерные спектакли, в которых занят народный артист Александр Леонидович Ткаченок. Хвалят, что вполне заслуженно, восхищаются... А разве это не главное для актера?

ladzimir@tut.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter