С Памира открываются широкие перспективы

Вчера Александр Лукашенко и Эмомали Рахмон подписали Договор о долгосрочном сотрудничестве между Беларусью и Таджикистаном на 2011 — 2020 годы. Как рассказали президенты журналистам, это будет своего рода «дорожная карта» отношений.

Вчера Александр Лукашенко и Эмомали Рахмон подписали Договор о долгосрочном сотрудничестве между Беларусью и Таджикистаном на 2011 — 2020 годы. Как рассказали президенты журналистам, это будет своего рода «дорожная карта» отношений.


В политическом плане между Минском и Душанбе и раньше было полное взаимопонимание, они всегда поддерживали друг друга в международных организациях, начиная от ООН и заканчивая ОДКБ. А вот экономическую составляющую решено усиливать. Пилотным проектом, на который можно будет ориентироваться, вероятно, станет создание сборочного производства белорусских тракторов на юге этой среднеазиатской республики. По крайней мере, эту идею чаще других озвучивали вчера главы государств. Таджикистану нужно поднимать свое сельское хозяйство, обновлять парк машин, а интерес Беларуси в том, чтобы отсюда наладить поставки в соседние Пакистан, Афганистан, Иран, Китай.


Как видно уже из названия документа, из Минска на отношения с Душанбе смотрят на много лет вперед. И это справедливо не только по отношению к этому государству Средней Азии. Успешные визиты Президента в Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан в последние годы свидетельствуют, что Беларусь обосновалась здесь всерьез и надолго. Это сложный регион, если не сказать проблемный, но не случайно мировые державы конфликтуют за сердце Евразии — ресурсы за этими вершинами скрыты несметные, и их освоение открывает привлекательные перспективы.


...Вчера в Гиссарской долине зарядил дождь. Река Душанбинка, от которой, казалось, осталось уже одно название, подпиталась дождевой водой и более–менее уверенно потекла по городу, разрезая его на восточную и западную половины.


Господин Рахмон, встречая Александра Лукашенко в своей блестящей от обилия зеркал и хрусталя резиденции «Касри Миллат», первым делом поблагодарил его за «долгожданный подарок, который вы нам привезли». В этом месте члены белорусской делегации стали переглядываться и пожимать плечами, из чего можно было сделать вывод, что никакого подарка они еще не дарили. Но оказалось, что «долгожданный подарок» — этот дождь, который щедро прошел в день приезда Президента и которого в Душанбе и особенно в крестьянских окрестностях ждали с прошлой зимы.


Такжикистан — страна засушенных солнцем полей, но одновременно ее горные реки — являются главным богатством, потенциалом будущего! Сейчас власти активно занимаются освоением гидроэнергоресурсов, по обеспеченности которыми это 8–миллионное государство занимает 8–е место в мире.


Когда в Такжикистане появится много дешевой электроэнергии, будет дан толчок для развития всей экономики.


Поэтому все внимание приковано к строительству гигантской Рогунской ГЭС с самой высокой в мире плотиной.


Но, как известно, повышенное внимание — это не всегда хорошо. Соседний Узбекистан стал протестовать, что таджикская станция нарушит его экологию. Поэтому сейчас Всемирный банк проводит экспертизу этого проекта. Если вердикт будет для Таджикистана положительный, то стране понадобятся сотни большегрузных самосвалов и другой техники, которую производят в Жодино, Минске, Могилеве.


Спрос на белорусскую технику в Таджикистане гарантирован в любом случае. БелАЗы востребованы на месторождениях золота и алюминия, которые сейчас энергично разрабатываются. «Беларусы» также пригодятся: сейчас на таджикских полях работает около 6 тысяч наших тракторов, но 9 из 10 уже устарели и скоро понадобится их заменить. Строительная техника made in Belarus будет как раз кстати, поскольку соседи втягивают Таджикистан в крупные транспортные проекты. Например, в прошлом году начали тянуть железнодорожное полотно из Китая через таджикскую территорию в пакистанский порт Гвадар.


Дорожное строительство для Таджикистана — не меньший приоритет, чем гидроэнергетика. Здесь заканчивалась когда–то зона российского влияния, а с ней и дороги — дальше начиналась британская вотчина. А двум конкурирующим, а периодически и воевавшим в XIX веке империям, понятное дело, ни к чему были легкие пути сообщения. Сегодня же в Душанбе строительство новых дорог называют возрождением Великого шелкового пути.


Не знаю, начнет ли в Душанбе, как в древности, собираться шумный восточный базар по понедельникам (отсюда, к слову, и название таджикской столицы, которое на здешнем языке означает первый день недели), но геополитическое значение этой страны определенно возрастет.


Оно и сегодня немаленькое. Правда, совсем не по тем причинам, по которым хотелось бы. Всему виной соседство с Афганистаном.


Барак Обама пообещал к 2013 году вывести свои войска с Гиндукуша. Американцы сейчас активно готовят себе пути к отступлению. Надо полагать, с этой целью совсем недавно в Душанбе побывала госсекретарь Хиллари Клинтон. Когда НАТО окончательно снимет с себя ответственность за ситуацию в Афганистане, тяжелая ноша ляжет на соседние государства. Спокойной жизни от государства, которое воевало три десятилетия подряд, никто, разумеется, не ожидает.


Впрочем, ситуация с наркотрафиком вряд ли уже ухудшится. Просто потому, что хуже быть не может.


В отличие от талибов американских военных, кажется, мало волнуют цветущие буйным цветом маковые плантации в Афганистане. По крайней мере, не так, как колумбийская кока. В Южной Америке они действительно воюют с наркобаронами, а афганский героин от Америки далеко, он весь идет в Россию и дальше в Европу. На последней встрече под эгидой ОДКБ в Минске назывались страшные цифры, сколько героина таджикские пограничники конфисковали за последние пять лет — 30 тысяч тонн! По данным ОДКБ поток наркотиков за время антитеррористической операции увеличился в десятки (!) раз.


Ясно, что Таджикистану в одиночку не справиться с бедой. С другой стороны, Беларусь также ощущает на себе все последствия увеличившегося наркотрафика. Возможно, плохой пример, в смысле неприятный, но зато очень показательный. Мы гораздо больше связаны с Таджикистаном, чем иногда может показаться, глядя из Минска.


В данном случае речь идет о сотрудничестве правоохранительных органов, которое не просто желательно, а необходимо. Но то же самое можно сказать и о других, так сказать, мирных сферах. Беларусь готова участвовать в модернизации таджикской промышленности и сельского хозяйства. Это выгодно обеим странам.


Сегодня визит Президента в Таджикистан продолжается.


Душанбе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter