Народный мастер из Лиды раскрыла секреты уникального белоузорчатого ткачества

С особым шиком лен и шелк

Народный мастер из Лиды Валентина Сильванович выткала более сотни рушников, ни разу не повторив узор

Белоснежные рушники, узоры на которых вытканы не цветом, а замысловатым рельефом на ткани, — это уникальное белоузорчатое ткачество Понеманья, историко-культурная ценность нашей страны. Техника создания такой красоты настолько сложна, что традиция ее применения сложилась и прижилась только у рукодельниц Лидчины. Среди тех, кто и сегодня бережно хранит секреты создания подобных тканых полотен, — Валентина Сильванович, народный мастер Беларуси, сотрудница отдела ремесел и традиционной культуры Лидского районного центра культуры и народного творчества.


Близость к истокам

Рукоделие для Валентины Генриховны — занятие, привычное с детства. Еще школьницей она шила наряды для кукол, вязала спицами и крючком. Зимой в деревенском доме особое место отводилось ткацкому станку. Мастер вспоминает, что устанавливали его в хате ее родной тети после Нового года и активно пользовались до весны — в тот период, когда наступает пауза в полевых работах и сельские женщины могут посвятить свободное время ткачеству. В семье держали овец, стригли их и запасали шерсть, а также в больших количествах закупали и цветную пряжу. Поэтому к зиме обычно полкомнаты было забито нитками. За сезон бабушка и две тети Валентины успевали превратить их в замечательные рушники, покрывала и ковры.

— Нам, детям, разрешалось наматывать шпули, которые после вставлялись в челнок, — рассказывает народный мастер свою историю. — Шерсть была серого и молочного цветов. Белую обычно красили. После того как она обретала другой цвет, мотки необходимо было размотать — это тоже была наша работа.

Когда пришло время выбирать профессию, Валентина Сильванович решила стать учителем труда, позже получила высшее образование и, помимо этого, смогла преподавать детям еще белорусский язык и литературу. 16 лет она посвятила педагогике: обучала деток в сельской школе премудростям рукоделия, родному языку и культуре.


Белым по белому

Поменять род деятельности пришлось после переезда в Лиду: семья получила здесь квартиру. Придя на работу в районный центр культуры и народного творчества, Валентина Генриховна встретила здесь свою бывшую ученицу, которую когда-то на уроках труда учила шить, вязать, готовить. Но в этот раз уже та выступала в качестве наставницы, опытной ткачихи, передающей свои навыки. Так, в 2015 году Валентина Сильванович впервые села за кросна.

— Понемногу я постигала это искусство. Отличительной чертой рушников, выполненных в технике белоузорчатого ткачества, является богатое белоснежное полотно, по краям которого могут быть цветной узор и кружево, — рассказывает мастерица. — Аутентичным материалом для них были выбеленные льняные нити. Позже, примерно столетие назад, особым шиком считалось добавить ко льну еще и шелк. Шелковую нить не так уж просто было достать, но ради того, чтобы полотно имело особый блеск, местные жители ходили за ним пешком в литовский Шальчининкай. Еще один элемент шика того времени — вплетание в ткань рушника рыжих блестящих нитей, веревками из которых перевязывались тюки с различными товарами. Натуральный цвет льна — серый, но нашим предкам хотелось, чтобы ткань была более праздничной. Для того чтобы лен стал белоснежным, готовое полотно раскладывали на лугу. Зимой ткали, а летом солнце и дождь придавали ткани нужный цвет. Достаточно было недели — и полотно светлело. Что касается цветной части, то поскольку химических красителей раньше не было, использовали натуральные. Оранжевый цвет — луковая шелуха, черный и серый — сажа, зеленый — листья деревьев, зеленовато-желтый — крапива, красный — свекла.


Валентина Сильванович уверена, что самое сложное в ткачестве — не процесс создания узорчатого полотна, а заправка кросен. Обычно в деревне было немного женщин, которые владели этим искусством, — одна-две. Их специально приглашали для того, чтобы заправить станок, конечно, за определенное вознаграждение. Очень непросто распределить нити равномерно по валу для навивки основы. Нельзя, чтобы хоть одна ниточка провисла либо излишне натянулась: такой брак позже отразится на качестве полотна, и будет безумно жаль потраченных времени, усилий и материала. Поэтому когда мастерицы занимались заправкой кросен, дверь в дом закрывалась на засов, чтобы в это время никто не заходил и не отвлекал их от этого ответственного занятия. Достаточно на совсем короткое время утратить концентрацию — и будет допущена ошибка, которая станет заметна только на готовом полотне. На такую работу требовался без малого день, а то и больше. Например, для рушника необходимо протянуть 640 нитей.

Бесконечная история

Восстанавливая традиционную технику белоузорчатого ткачества, лидские мастера изначально ориентировались на достоверные исторические орнаменты, примеры которых оказались в их распоряжении. Позже дополнили разнообразие собственными узорами.

— За время работы в этой технике мы смогли убедиться в том, что она действительно была широко распространена в этой местности, — делится наблюдениями Валентина Генриховна. — Иногда хочется попробовать выткать что-то свое, но к нам постоянно подвозят аутентичные рушники с новыми узорами. Ты их видишь — и хочется попробовать выткать и тот, и другой, и третий… Чтобы вы понимали: белоузорчатое ткачество включает в себя десяток техник, а в одной технике, например, получается четыре вида рушников. А узоров — неимоверное количество: шашечки, полосочки, ручейки, рядочки… Только у меня на пару с коллегой соткано более сотни рушников, и мы при этом ни разу не повторяли один и тот же узор.

Месяц назад Валентина Сильванович получила звание народного мастера Беларуси. За годы увлечения ткачеством она приложила немало усилий для возрождения уникального старинного промысла, а сегодня делает все для того, чтобы увлечь традиционным рукоделием лидских школьников. Кстати, среди тех, кто в свое время посещал центр с классом во время экскурсии, оказались девушки, которые позже пришли сюда учиться белоузорчатому ткачеству. Они готовы подхватить эстафету сохранения этой удивительной историко-культурной ценности.






Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter