Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как изменились наши читательские привычки в эпоху цифры – разбираемся с экспертом

С новой строки 

Большую часть истории человечества книги оставались главным источником сведений о мире – исторических, культурных, естественно-научных. Сегодня ситуация совершенно иная: литература перестала быть основным каналом информации и, для того чтобы получить ответы на актуальные для нас вопросы, достаточно сделать несколько кликов в поисковике браузера. О том, как в эпоху digital меняются наши читательские привычки и способы восприятия информации, мы побеседовали с профессором кафедры библиотечно-информационной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств Ниной Клименковой.

Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА

– Я не застала того времени, но по воспоминаниям мамы знаю: в советское время читали буквально все и везде, у людей существовал культ книги, а страна официально считалась самой читающей в мире. Что изменилось с тех пор? Есть ли место традиционной книге в век цифры?

– Действительно, в со­ветское время человека, читающего книгу или газету, можно было встретить практически везде – в общест­венном транспорте, парке или очереди в магазине. Сегодня же в метро редко кого увидишь с томиком. В основном все сидят, уткнувшись в смартфоны: хорошо, если читают новости или книгу, но чаще играют в игрушки или просматривают ленту в соцсетях. И все же традиционное чтение не изжило себя. Два года назад Центральная научная библио­тека имени Якуба Коласа НАН провела исследование, цель­ю которого было изучить читательское поведение студентов, аспирантов, ученых. Большая часть опрошенных со­общила, что предпочитает чтени­е текстов с экрана компью­тера, планшета или читалки. Однако немалая часть респондентов высказалась за сочетание двух способов – чтение в электронном и традицион­ном форматах. Неко­торые просто не воспринимают информацию с экрана: чтобы лучше усвоить материал, они распечатывают текст на бумаге.

Интернет открывает широкие возможности: не выходя из дома, можно пользоваться фондами библиотек даже других стран. И в этом его безусловное преимущество (я, к слову, таким образом нашла свою оцифрованную диссертацию, которую защитила в 1983 году). Ограничиться поисками во всемирной паутине можно при подготовке к семинарскому занятию, однако если речь идет, например, о курсовой, дипломной или научной работе, то материалов, которые предоставляет интернет, конечно, недостаточно. Нужно посидеть в библиотеке и пролистать не одно издание. Это касается не только учебы: если хочешь в чем-то глубоко разобраться, нужно сочетать два канала информации – интернет и традиционную литературу.


– Как цифра влияет на наше восприятие информации?

– Пытаясь угнаться за быс­трым темпом жизни и больши­ми объемами инфор­мации, человек перестает углубляться в нее и считывает лишь поверхностные факт­ы. Навязанное визуальной культурой, не требующей особого интеллектуального напряжения, клиповое мышление формирует стойкое неприятие длинных текстов и неспособность их освоить. И если вы полагаете, что такое мышление присуще лишь молодым людям, то заблуж­даетесь. В той или иной степени ему подвер­жены и взрослые.

В учебе это очень мешает. Во-первых, страдает грамотность. Вижу это по своим студентам: некоторые из моих дипломников умудрялись в одном слове допустить три ошибки! Недаром наши учителя не уставали твердить: чем больше читаешь, тем грамотнее пишешь – так лучше усваиваются нормы правописания и пунктуации. Во-вторых, недостаток чтения сказывается на умении устно выражать свои мысли. Современные студенты все чаще сталкиваются с проблемами в коммуникациях: они изъясняются вслух короткими отрывистыми предложениями, их речь более скудная, засоренная словами-паразитами.

Эпоха digital открыла для нас еще один способ чтения – прослушивание аудиоверсий книг. Многие такой формат не воспринимают, а для кого-то, например людей с ослаб­ленным зрением, это спасение. Недостаток такого способа в том, что ты слушаешь книгу урывками, при этом еще делаешь что-то параллельно. Все это не очень хорошо сказывается на качестве усвоения информации.

– У одного современного писателя прочла такое мнение: «Чтение для удовольствия становится все более редким хобби». Согласны с этой точкой зрения?

– Это справедливо лишь отчасти. Действительно, серьезное чтение приобретает все более элитарный характер. Это удовольствие, доступное всем, однако предпочитают его немногие. И все же тот, кто читал традиционную книгу до массовой цифровизации, не бросает своего увлечения и поныне. Это во многом обусловлено воспитанием и привычками, заложенными в семье. Многое зависит и от самого человека и его стремлений: если он нацелен на саморазвитие, то такой досуг будет не чужд ему.

– Как все-таки разобраться, что читать?

– Если повествование захватывает тебя, ты веришь автору, значит, книгу стоит прочесть. Дешевую литературу выдают расхожий сюжет и ходульные фразы (лишенные естественности, напыщенные и в то же время пошлые и банальные). Последнее, на что стоит ориентироваться, выбирая томик, это отзывы в интернете, их авторы зачастую стремятся не раскрыть произведение, а показать самого себя. Прислушивайтесь к своим личным ощущениям (нравится – не нравится) и представлениям о том, что такое интересно. Давно заметила такую вещь: люди, которые обожают Толстого, не любят Достоевского. Это не значит, что второй автор хуже, просто конкретному человеку он, выражаясь языком молодежи, не зашел.

– А если книга удостоилась крупной литературной премии? Это является индикатором того, что ее обязательно стоит прочесть?

– Я бы не советовала торопиться с покупкой такой книги. И вот почему. Вручение премии – это прежде всего коммерческое событие. Замечали ли вы, что как только какая-то книжная новин­ка выдвигается на соискание награды, она тут же заполняет полки магазинов? 

– Можете сделать прогноз: какое будущее ожидает библиотеки и не исчезнут ли они за ненадобностью?

– Каждый раз, когда появлялось новое средство информации, все пророчили скорое забвение всех остальных: с возникновением фо­тографии говорили об ис­чезновении художественной живописи, когда появилось кино, говорили, что театр умре­т, с развитием теле­видения заверяли, что оно замени­т вообще все виды искус­ства. И что мы видим? Все они существуют по сей день, несмотря на пессимистичные прогнозы и появление интернета. То же самое можно сказать и о библиотеках: даже в цифровую эпоху они не исчезнут, но будут вынуж­дены переформатировать свою деятельность. В нынешних реалиях библиотека должна идти к людям и становиться центром общения. Так, в Соединенных Штатах это уже не просто книгохранилище, а социокультурный центр, куда люди приходят не только за книгой, но и для того, чтобы пообщаться, получить консультацию по практическим вопросам (например, как запол­нить налоговую декларацию, составить резюме или подготовиться к со­беседованию при приеме на работу). Наши библиотеки тоже оперативно откликаются на запросы читателей, помогая им в решении насущ­ных проб­лем, даже не связанных с чтением: обуча­ют пожилых людей компью­терной грамотности, предоставляют возможность молодым мамам оставить на время ребенка под при­смотром «библионяни», проводят юри­ди­ческие консультации в публичных центрах пра­вовой информации. И все же наряду с новыми для себя функциями основным предназ­начением библиотеки остается поддержка чтения на всех уровнях и во всех формах. Кроме того, на государственном уровне должна быть принята национальная программа изучения и продвижения чтения, как, например, та, что была разработана в России. 

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter