Рассказываем о видах спорта, которые вошли в программу II Европейских игр: акробатика

С ног на голову

Фото Алексея Столярова
Если легкую атлетику принято называть королевой спорта, то акробатику вполне можно окрестить его мамой. Она — основа основ любого вида,  и все атлеты по своей сути вышли из ее чрева. Без базовых элементов акробатики немыслим никакой спорт, будь то борьба нанайских мальчиков или бразильское джиу-джитсу. Потому что акробатика — это сила, ловкость, гибкость, пластика и грация. Это тот фундамент, на котором строятся профессиональные карьеры и ставятся рекорды. Акробатика щедро раздаривает себя другим, а сама предпочитает скромно оставаться в тени.

В  акробатике нет звезд, которые улыбаются миру с первых полос газет и к которым выстраиваются очереди за автографами. Вряд ли вообще найдется болельщик, который сможет вспомнить фамилию хотя б одного акробата, даже самого прославленного и выдающегося. Как самостоятельный вид спорта акробатика не имеет популярности и успеха — в ее одежках блистают другие: спортивная гимнастика и фристайл, гимнастика художественная и прыжки на батуте... Любой сложнокоординационный вид спорта — это все она, акробатика, просто прикрытая вуалью других правил и вывеской иного, более раскрученного названия.

Простой и понятный пример — Алевтина и Николай Тумановы. В конце 1950-х они, муж и жена, перебрались в Минск из Костромы как подающие большие надежды акробаты. И действительно, пара вытворяла на соревнованиях поразительные вещи. За годы учебы в институте физкультуры они стали 11-кратными чемпионами республики и двукратными — СССР! Но известность им принесла совсем не акробатика, а... цирк! Случайно увидев во время одного из представлений своего друга детства, с которым когда-то вместе осваивали простые кувырки и сальто, Николай загорелся идеей тоже сделать карьеру артиста. И преуспел! 25 лет Николай и Алевтина Тумановы являлись главными звездами знаменитого Московского цирка на льду, от их выступлений захватывало дух — это были элементы высшего пилотажа! Продолжила дело родителей и дочь Анастасия, став воздушной гимнасткой Белгосцирка. И это — еще одна, уже другая грань акробатики.  

Знаменитый русский педагог, врач и анатом Петр Лесгафт считал акробатику основой здорового тела и духа. Как-то молодая мамаша задала Лесгафту вопрос: «Когда с моим ребенком можно начать заниматься гимнастикой?» И он ответил: «За 20 лет до его рождения...» Вот так. А мы на сосиски с пивом налегать привыкли да на диване бока пролеживать. Мой папа — самых честных правил. Занимаясь со мной по вечерам растяжкой и надавливая своей мозолистой рукой на детские хрупкие плечи так, что грудь моя прижималась к ковру, а ноги разъезжались до дозволенных природой рамок, он говорил о том, как хорошо быть сильным: «Вот подойдут к тебе и твоей девушке на темной улице хулиганы, спросят: «Мелочь есть?» — а ты им вместо мелочи в нос оформишь разок, и порядок!» Картина вырисовывалась действительно геройская, и я терпел. Беда в том, что почти никто из родителей не знает, как правильно воспитать здорового и физически развитого ребенка. А специалисты говорят, что нужно всего-навсего лет в 6—7 отдать его поплавать — не менее года, а потом года два-три позаниматься акробатикой. Именно в этом возрасте воспитываются скорость, ловкость, подвижность. После такой подготовки ваше чадо примут в любой спорт, и ребенок там достигнет результатов.

В общем, многогранны и широки возможности акробатики, но сегодня мы говорим о ней как о виде спорта в программе II Европейских игр. А лучший способ познакомиться, как известно, визуальный: один раз увидеть гораздо полезнее, чем сто раз услышать. А потому — записывайте, если не можете запомнить: с 1 по 4 мая в «Минск-Арене» пройдут тестовые соревнования к Играм. Планируется, что участие в турнире примут сильнейшие акробаты Старого Света. Это будет, по сути, калька II Европейских игр. Для нашей сборной старт станет тоже очень важным, так как сборная Беларуси еще ни разу не выступала на нашей самой престижной арене, а площадку будущих сражений протестировать архиважно. И почувствовать зрительскую поддержку, кстати, тоже. Так что приходите. Помогите. Совместите приятное с полезным.

И еще. II Европейские игры еще не начались, а наших акробатов уже стали узнавать: их лица мелькают на телевидении, у них берут интервью газетчики. Вероника Набокина, Юлия Ивончик и Карина Сандович — наша лучшая тройка, на которую делаем основную медальную ставку. Гомельчанин Артур Беляков и брестчанка Ольга Мельник — смешанная пара. Надеемся, и они сумеют показать себя во всей красе. И будет очень здорово, если это внимание поможет акробатике выйти из тени и занять свое достойное место в ряду видов спорта, родителем многим из которых она приходится.

Наше трио

Главное на тренировке — хорошее настроение!
Фото Алексея Столярова


Вероника Набокина, Юлия Ивончик и Карина Сандович. Именно с именами этих молодых и красивых девчат связаны наши основные медальные шансы в акробатике. Набокиной 23 года. В тройке она — нижняя, держит на себе весь груз, пока Юлия и Карина пытаются удивить публику и впечатлить судей элементами ультра-си. Ивончик 24 года. В 21 она вышла замуж и закончила спортивную карьеру, но без акробатики не смогла — вернулась. В команде она — средняя, своеобразная «прослойка» между нижней Набокиной и верхней Сандович. Карина — самая миниатюрная: ей 19 лет, рост 150 сантиметров, вес 35 килограммов. Несмотря на столь юные годы, она боец опытный, уже имеет за плечами множество стартов и наград. В том числе и I Европейских игр в Баку. О своей роли в команде она говорит так: «Во многом все элементы, которые мы выполняем, зависят от меня. Девочки свою работу сделают, а если я допущу ошибку, элемента, по сути, не будет. Так что ответственность большая». Но главное, конечно, — слаженная командная работа. Именно от нее зависят результат и награда. Надеемся, на Играх в Минске она будет золотой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья Ивановская, тренер сборной Беларуси по акробатике:

— Домашние стены помогают, но есть нюансы. Конкуренция сейчас очень высокая. После включения акробатики в программу Европейских игр сильные команды появились во многих странах. Белорусская школа держит марку, но у нас субъективный вид спорта, многое зависит от решений судей, авторитета той или иной страны. В Баку мы совсем немного проиграли сборной Бельгии, причем за счет оценки за артистизм. Понятно, что объективно оценить этот показатель невозможно. Но мы рассчитываем, что за столь долгое время выступлений наша сборная уже наработала себе авторитет, и если спортсмены не допустят ошибок, то в Минске они смогут добиться очень серьезных результатов.

От Баку до Минска

4 года назад бронзовым наградам Европейских игр наши девчата тоже были рады.
noc
.by

Золото I Европейских игр в Баку завоевала сборная Бельгии, а серебро досталось России. Наша команда в составе Кристины Борисевич, Вероники Набокиной и Карины Сандович уступила им немного и обосновалась на третьей ступеньке пьедестала в групповых соревнованиях. Белоруски настраивались на чемпионство, выполняли очень сложные элементы, однако подвела хореография и... не слишком яркие костюмы! Теперь и в этих компонентах сборная Беларуси столь же хороша, как и в техническом плане. И цель на домашние Игры, думается, всем понятна без слов. Хочется верить, впрочем, что одной медалью наша команда не ограничится, а сумеет проявить себя и в отдельных видах «баланс» и «динамик», а также в выступлении смешанных пар.

Патриарх

Фото Александра Стадуба

Михаил Ильич Цейтин родился в 1920 году, а умер в 97 лет. Уникальный человек с отменной памятью, он мог долго рассказывать, как пил со Сталиным водку и участвовал в первых физкультурных парадах на Красной площади. Мы с ним виделись приблизительно за год до смерти. Цейтин уже ходил с палочкой, прихрамывал, но все так же бодрился и был свеж разумом. «Михаил Ильич, — решил подбодрить я аксакала и шутки ради спросил: — А вы до сих пор можете стойку на руках сделать?» Его глаза резко сверкнули двумя алмазами, он решительно отбросил в сторону клюку и стал в изготовку: «А что здесь сложного? Конечно! Хочешь, даже на одну руку потом перейду?»

Дать дедушке продемонстрировать свое мастерство я, конечно, не позволил — струсил. Хотя Цейтин реально был готов это сделать и, кажется, всерьез верил, что у него получится. А может, действительно мог, кто теперь знает? Ведь Михаил Ильич, отец белорусской акробатики, человек выдающийся! Он с шести лет выступал под куполом цирка, ходил на лыжах в финский тыл, тренировал космонавтов, горел в сбитом бомбардировщике, был ранен и едва не потерял ногу, но сумел выжить и стать легендой.

Его жизненный девиз был прост, как «вдох глубокий, руки шире». «Нет, — говорил Михаил Ильич, — ничего лучше для здоровья и поддержки организма, чем физкультура. В Китае за 5 тысяч лет до нашей эры существовала аптека физических упражнений. Это основа основ, ведь движение — жизнь!» С ним всегда было приятно беседовать. Цейтин не сидел на месте, он был подвижен, словно ртутный шарик: жестикулировал, вскакивал, прохаживался и снова садился. Не был ворчуном, но любил повторять: «Наша молодежь — это же глисты в обмороке, страшно смотреть! Безмышечная масса, а девушки — это не девушки, а повод для развода: лопатки торчат, косолапят... Идет по улице мужчина 30 лет, а у него живот до колен. Ужасно!»


Михаил Цейтин имел право на критику. В 1930-х годах он оказался в числе первых белорусов, которые в Кремле получали значок ГТО. «У меня был серебряный, с планкой «Отличник», — гордо заявлял он и делал паузу, имея такой вид, будто ждал от собеседника грома аплодисментов. — Если бы сейчас нам удалось возродить эту систему — было бы великолепно! Получить значок считалось делом непростым и очень почетным. Судите сами: нужно было прыгнуть с парашютом, владеть мотоциклом и лошадью, пробежать 5 километров и одолеть на лыжах 20, выдержать тест на воде. Это был уникальный норматив. С оружием и в обмундировании тебя сбрасывали с пятиметровой вышки, на воде необходимо было снять с себя оружие и сапоги, вынести их на бортик. Потом проплыть 800 метров, собрать 12 оловянных тарелочек на дне и спасти «утопающего»... Каждый ли спортсмен-профессионал сможет сегодня сдюжить такое испытание? Сомневаюсь...»

Цейтин был голова! Он работал с космонавтами, был в тренерском штабе минского «Динамо», когда они завоевывали бронзу 1963-го и золото 1982-го. Наши футболисты в те времена были самыми ловкими в СССР. «Сальто в моей команде все крутили, — довольно улыбался Михаил Ильич, предаваясь воспоминаниям. —  И любили со мной работать. Я ведь, помимо прочего, и предматчевые разминки проводил, так публика собиралась на них, как на игру. На разминке ребята кто сальтишко сделает, кто переворот. Соперники на нас с открытыми ртами смотрели, это их здорово деморализовало. В «Динамо» ведь по-настоящему ярких звезд никогда не было, но мы побеждали в том числе и за счет ловкости».

В каждой квартире, говорил Михаил Цейтин, есть несколько великолепных тренажеров. А главные и основные — это стол, стул и коврик! И совсем необязательно ходить в новомодные фитнес-центры, чтобы держать себя в форме и быть похожим на человека. Даже если тебе под сто лет... 


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter