Как вывести из кризиса белорусский футбол? Приглашение к дискуссии

С мячом в молчанку не играют

«БЕЛОРУССКИЙ футбол достиг дна. Ниже опускаться некуда», — такую точку зрения высказал недавний гость нашего витебского корпункта Владимир АРЕСТОВ. Любители футбола помнят его по работе в таких клубах, как КИМ и «Двина». В конце 90-х он был председателем общественного совета «Локомотива-96», а с 2011-го по 2013 год руководил ФК «Полоцк». «Когда Италия не вышла в финальную стадию чемпионата мира, — продолжает Владимир Михайлович, — тренер и глава национальной федерации извинились перед болельщиками и покинули свои посты. А что у нас? Национальная сборная отборочный турнир чемпионата мира завершила на последнем месте. Клубы в еврокубках не блеснули. Интерес к внутреннему чемпионату падает. Необходимо что-то менять! Все это видят, но продолжают отмалчиваться. Серьезного разговора о путях выхода из кризиса, в том числе с участием Минспорта и БФФ, почему-то не получается. Именно к такому разговору я и хочу пригласить тренеров, игроков, болельщиков и всех, кому белорусский футбол небезразличен».

НЕУДАЧИ главной команды страны, считает Владимир Михайлович, напрямую связаны с проблемами подготовки резерва:

— Детский футбол, к сожалению, практически не развивается. Я в Полоцке родился в 1955 году и играть там начал в секции, тренерская комната которой находилась в подвале. Когда я возглавил ФК «Полоцк», то офис клуба находился все в том же подвале, где по прошествии полувека ничего не изменилось. Но более всего обидно, что мы стадионы хороним. В Витебске я в районе ДСК живу. Раньше каждое лето на заводском стадионе мальчишки мяч гоняли. Сейчас на поляне — трава некошеная, на калитке — амбарный замок. Во времена СССР существовала система детских спортивных клубов при ЖЭУ. Ее разрушили. Про «Кожаный мяч» мы вспоминаем раз в год, когда республиканский финал по телевизору показать нужно. Но работать ведь нужно не для показухи, а чтобы мальчишки рядом с домом каждый день мяч погонять могли. И желающих — море! Я как-то летом мяч футбольный во двор вынес. На следующий день соседские пацаны меня сами позвали. Через два дня вся округа знала, что какой-то дядька судит матч между дворовыми командами и желтые карточки показывает. А когда мы таблицу завели и чемпионат устроили — это был фурор! И почему, скажите, к такой работе не привлечь футболистов, завершивших карьеру? БРСМ мог бы помочь. У нас давно ведутся разговоры о создании школьной футбольной лиги. Жаль, но пока только разговоры. Здесь, мне кажется, главное — начать. Играть на стадионе, на искусственной площадке или в спортзале — не важно. Класс на класс, школа на школу. Это же азарт! Родители подключатся, предприятия. Хорошо, чтобы еще и частные. Вот работа для отделов образования, местных федераций, профсоюзов. Вот резерв для ДЮСШ, профессиональных и любительских команд.

Важный момент — финансы. У нас, по мнению Владимира Арестова, многие до сих пор не хотят понять, что большой футбол это большие деньги:

— Не секрет, что бюджеты клубов по игровым видам спорта, как правило, формируются при поддержке государства и при помощи административной системы. Нашел руководитель региона средства — молодец! Клуб — в лидерах, городу — пиар. Ничего плохого, пожалуй, в этом нет. Господдержка многое дала футболу. Как человек, еще недавно руководивший клубом в первой лиге, я знаю, о чем говорю. Но государственные деньги прежде всего должны тратиться на детский спорт (каждый клуб высшей лиги ведь имеет 5 юношеских команд различных возрастов), на инфраструктуру. А вот на профессиональную команду нужно научиться зарабатывать. Футбольный клуб — такое же юридическое лицо, как завод или фирма. Он тоже может привлекать инвесторов. Но большинству команд сделать это не удается. Почему? А привлекательны ли сегодня наши клубы для людей, готовых во что-то инвестировать? Здесь прежде всего юридическую базу совершенствовать необходимо. Парламентариям нужно такие законы принять, которые бы сделали денежные вложения в спорт почетными и выгодными. А еще необходимо выучить и воспитать грамотных спортивных управленцев, разбирающихся в футбольном менеджменте. Ведь трансферы игроков — тоже деньги. Я уверен, что наши футболисты не хуже российских, украинских и так далее. Их гипотетические попадания в приличные европейские клубы можно сравнить с продвижением любого другого товара. Но если нет менеджмента, нет и продвижения. И это не только на профессиональном росте игроков отражается. Если трансферная политика не ведется исключительно в интересах клуба или отдана на откуп всевозможным агентам, команда несет солидные финансовые потери!

Владимир Михайлович критикой не ограничился:

— Чтобы иметь 16 команд в высшей лиге, в Беларуси нет ни средств, ни квалифицированных спортсменов. Логично сократить ее до 10—12 участников. В первой лиге достаточно 12—16 команд. Вторую лигу и вовсе можно заменить региональными состязаниями под эгидой областных федераций. Определили 8 победителей, составили финальную пульку и — боритесь за путевку в первую лигу. Если позволяют финансы и пройдено лицензирование. Последнее, на мой взгляд, должно быть гибким, позволяющим развивать и поддерживать профессиональный футбол не только в столице и областных центрах.

svg-vt@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter