На какой скорости догоняет и за что штрафует мотомилиция?

С мотогруппой шутки плохи

В ОРШЕ мотоцикл врезался в такси. Оба водителя погибли. Кто виноват — пока неизвестно. На мотоцикле «Кавасаки» мчался вдаль 25-летний парень, и за доли секунды его не стало. Не так давно между Мозырем и Калинковичами 22-летний лихач пытался на скутере опередить МАЗ по обочине. Сбил пешехода и столкнулся с фурой. Погиб на месте не только сам, но и его 15-летний пассажир. Случаи подобного толка в сводках УГАИ МВД едва ли не ежедневно. На Витебщине милиция решила еще внимательнее отнестись к мотоциклистам. С этой весны здесь создана мотогруппа батальона дорожно-патрульной службы ГАИ. Корреспондент «СГ» подежурила с ней на дорогах Витебского района.

Инспектор БДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр КОЗУНКО контролирует скорость.

На вооружении у мотогруппы из четырех человек два БМВ К 75 RT, правда, немного модифицированные с учетом специфики работы. Максимальная скорость такого — более 200 километров в час, о сравнении с маневренностью автомобиля и речи не идет — у байка она явно выше. Как и проходимость в узких дворах и переулках, где нередко пытаются скрыться нарушители. Правда, прокатиться на чудо-технике мне не позволили — не положено, мотоцикл рассчитан на одного «всадника». За мотоциклистами следуем на патрульной машине ГАИ. В деталях разбираемся уже на маршруте. За одну смену группа успевает отработать около 200 километров пути. 

Витебский район — настоящий перекресток путей, по его территории проходят 8 республиканских автодорог и множество более мелких. Летом в прошлые годы больше всего головной боли стражам порядка доставляла знаменитая трасса Е-95 Санкт-Петербург — Одесса. Мотогруппа, как правило, специализируется на байкерах и скутеристах, однако, заметив нарушения водителей другого автотранспорта, не проедет мимо. Район недалеко от границы, и довольно часто проколы случаются у россиян. По их правилам превышение разрешенной на участке трассы скорости не должно составлять более 20 км/ч, по нашим — только 10 км/ч. Погоню при необходимости координируют дежурные, но такое случается редко. В поселке Лужесно останавливаемся возле крутого поворота. Водители, проезжающие мимо, сворачивают шеи: мощные мотоциклы с милицейской раскраской пока для нашей страны в диковинку.

В агрогородке Вороны Витебского района старший инспектор ДПС отдела ГАИ Витебского РОВД
Максим БОРОДИН интересуется у сельчанки Нины  АРБУЗНИКОВОЙ, не беспокоят ли мотоциклисты

— Когда у нас появилась мототехника, желающих нарушить и оторваться от погони стало ощутимо меньше, — делится наблюдениями инспектор БДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Козунко. — Если прежде владельцы знали, что легко оставят позади преследователей, сейчас понимают, что мы в равных условиях и сумеем догнать нарушителей.

Продолжаем патрулировать дорогу Витебск — Руба. Возле деревни Тетерки навстречу нам едет немолодой сельчанин на мотоцикле «Минск». Проверка документов показала — все в порядке.

— Чаще всего нарушают ПДД на двухколесном транспорте молодые люди чуть старше двадцати лет, — комментирует старший инспектор БДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома Михаил Грицук. — В прошлом году я работал не в составе группы, а один на мотоцикле. Пришлось догонять пару на спортивном мотобайке. Они пытались уйти в сторону Лиозно, к границе с Россией. В результате двухколесный друг застрял в поле, и они его бросили. Ни номеров, ни документов. Я начал оформлять протокол, а тут и беглецы вышли из кустов — все-таки решили сознаться…

Группы байкеров, которые объединяются и выезжают организованно, как правило, больших проблем инспекторам не доставляют — документы и техосмотр в порядке. Сложнее с «одинокими волками», которые периодически выезжают покататься, не имея ни прав, ни документов на технику. 

СВОРАЧИВАЕМ на второстепенную дорогу. В деревне Кулаково нам навстречу — мототранспорт, но с ходу определить его марку не получается. Впрочем, инспекторов прежде всего интересует, почему на водителе нет ни шлема, ни защитной экипировки. Или в свои 30 лет жить надоело?

Мотоциклист сникает: у него к тому же не оказалось прав и документов на «мотик». Свое транспортное средство он собрал из нескольких самостоятельно на основе дедовского, регистрировать не стал. Торопился на нем на работу. Теперь незадачливому участнику дорожного движения грозит около 2,5 миллиона штрафа. Точную сумму определит административная комиссия. Конфисковывают же мотоцикл, только если в отношении водителя заведено уголовное дело либо он уже не впервые попадается пьяным за рулем.

Проверка документов возле деревни Тетерки.

В агрогородке Вороны притормозили у местного магазина, поинтересовались мнением местных жителей — не досаждают ли им мотоциклисты, гоняющие «без руля и ветрил». Сельчанка Нина Арбузникова здесь живет уже 34 года, заметила, что в последнее время мототранспорта стало меньше. (Инспекторы ДПС позже объяснили, что это связано с более серьезным контролем даже на сельских дорогах.) Собеседница похвалила работу ГАИ: через агрогородок проходит четырехполосная трасса, и многие водители не сбрасывали газ, пролетая по оживленной улице. Однако экипаж ГАИ регулярно контролировал скорость в населенном пункте, так что любителям быстрой езды пришлось придержать коней.

— Почти половина, или 47 процентов, наших граждан считает мотоцикл самым опасным видом транспорта, — комментирует итоги рейда начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Олеся Серегина. — Жертв и в самом деле много, больше весной и летом. Теплая погода кружит голову многим водителям, особенно молодым, и они садятся за руль своего железного коня, жмут на газ и несутся, иногда сами не зная куда. Некоторые еще умудряются опрокинуть стопку для храбрости.

Получается, опасна не техника, а именно молодецкая дурь. Только за 4 месяца этого года на территории Витебщины произошло 9 ДТП с участием мотоциклистов, в которых 3 человека погибли и 8 получили травмы различной степени тяжести. За этот же период сотрудники ГАИ выявили более 700 нарушений ПДД мотоциклистами. В 75 случаях владельцы мототранспорта сели за руль нетрезвыми.

По пути на вокзал милиционеры показали мне место, где 18-летний парень мчался с девушкой на своем байке и вылетел с дороги. Его подруга в больнице с переломом челюсти, а сам водитель уже восемь лет прикован к постели. Говорить не может — только двигать глазами… Мне кажется, он многое мог бы рассказать любителям бешеной скорости, но поздно.

yasko@sb.by

Фото автора и инспектора отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Антона БОНАДЫСЕНКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter