Евгений Олейник о медали Франциска Скорины, "Евровидении" и проблемах

С миру по песне

В первые дни 2017–го самые отчаянные фанаты «Евровидения» закупоривают шампанское, выбрасывают кожуру от мандарин и начинают штурмовать официальный сайт конкурса. Уже девятый раз подряд в первых числах года здесь подводят итоги зрительского голосования и объявляют 250 лучших песен за всю историю шоу. В прошлом сезоне в сотню самых–самых впервые попал хит белорусского участника: песня Анастасии Винниковой I love Belarus расположилась на 74–й позиции (к слову, баллада азербайджанского дуэта Ell & Nikki, взявшая золото в 2011–м, оказалась на 7 пунктов ниже). Результаты нынешнего голосования пока неизвестны, но композитор и на тот момент продюсер артистки Евгений Олейник по–прежнему уверен: лучшей песни для «Евровидения», чем задорный патриотический хит его авторства, наша страна на конкурс пока не представляла. Впрочем, своим главным достижением Олейник все же считает победу на детском «Евровидении–2007» Алексея Жигалковича, которого он в то время продюсировал. Его же рук дело, для тех, кто подзабыл, — официальная музыкальная тема проходивших в Минске детского «Евровидения–2010» и чемпионата мира по хоккею–2014. На днях композитор был отмечен за заслуги медалью Франциска Скорины. Ее он получал в компании Петра Елфимова. Корреспонденты «СБ» первыми поздравили продюсера с заслуженной наградой.


— Последние месяцы 2016–го выдались весьма напряженными, — Евгений едва успевает перевести дух. — Три месяца провел в Китае, вернулся — и сразу на крестины сына Владимира. И тут же меня настигли две приятные новости: медаль Франциска Скорины и наш с супругой (певицей, поэтессой Юлией Быковой. — Прим. автора.) авторский концерт в новогоднем эфире одного из телеканалов. Прекрасный выдался год.

— Какой музыкальный ветер занес вас в Китай?

— Мне предложили интересный вариант сотрудничества с большим продюсерским центром, где производят песни для ведущих китайских артистов. Согласился, потому что было интересно, как они делают свою музыку, ведь она очень специфическая.

— А в чем специфика?

— Китайцы, как ни парадоксально, очень комплексуют из–за своей закрытости. С одной стороны, этим же они невероятно гордятся: ни одна крупная иностранная компания не может прийти на местный рынок со своими правилами, все они вынуждены работать по тем условиям, которые диктует Китай. С другой стороны, китайцы понимают, что должны идти в ногу со временем, поэтому переманивают и покупают лучшие «мозги» мира. Мне повезло, я попал в пул их музыкальных интересов. Как так случилось? 3 года назад в Китае гастролировала московская певица Лили с моим репертуаром. Местным продюсерам очень понравился звук, песни, и через московское агентство они вышли на меня. Пригласили консультировать и работать в студии.

— С чем вернулись?

— С идеями. Вы знаете, как там построен музыкальный бизнес? Есть руководитель–музыкант и руководитель–бизнесмен. Первый занимается исключительно творчеством, второй — продвижением. И ни у одного нет амбиций в отношении другого. Все работают на результат. С чем мы постоянно сталкиваемся здесь? У нас нет менеджмента без музыкальных амбиций. Приходят и говорят: «Ребята, вы классные, будем вас продавать. Но вы должны петь так–то и так–то...». А мы не хотим подстраиваться под эту бизнес–стратегию.

— То есть неграмотный менеджмент — главная болевая точка нашего шоу–бизнеса?

— Проблема агентских отношений, точнее, их отсутствия, также стоит очень остро. Как происходит нацотбор на «Евровидение»? Есть несколько более–менее толковых финалистов. Потом в кулуарах начинаются обсуждения в духе: кто покладистый, а кто нет, с кем можно работать, а кто чересчур капризный... Но это же ненормальная схема! Не может и не должна творческая группа канала работать с артистом напрямую. Нужен агент — человек, который будет фильтровать информацию с одной и с другой стороны. Считаю, что все скандалы, которые были на «Евровидении» — с Петром Елфимовым, группой Litesound, — это в первую очередь показатель непрофессионализма организаторов. Творческие люди очень ранимые, не такие, как все. Им необходим человек, который будет своеобразным «барьером» на пути их коммуникации с внешним миром. Увы, из–за недостатка средств наши артисты не могут позволить себе делить гонорары с кем–то еще. Мы маленькая страна — и в этом тоже наша особенность.


— Швеция, Исландия тоже небольшие. Но при этом они впереди планеты всей в плане музыки. Все самое модное приходит в музыкальную Европу именно оттуда. Почему же мы так не можем?

— Я сам давно думал над этим вопросом. И ответить на него смог только после посещения Китая. Парадоксально, но есть вещи, которые не купишь за деньги. Свобода мысли, полет фантазии — называйте это, как хотите. Китайцы очень сплоченная нация, все делают вместе. Но в этом же и их слабость: личного, индивидуального взрыва от них не дождешься. Плыть против течения они не умеют. А такие маленькие, независимые от мнения других стран как Швеция, Исландия, Ирландия, Дания в этом сильны.

— И какой конкретно выход для Беларуси вы видите?

— Поменять организаторскую сетку. Я уже давно предлагаю такую схему: брать продюсерскую группу и доверять им подготовку к «Евровидению». Прошел артист в финал — в следующем году творческой составляющей занимается та же продюсерская группа. Не прошел — до свидания. Сиди три года, отдыхай, копи идеи. Должны быть условия, не позволяющие людям после неудач сидеть на одном месте.

— Много споров в последнее время вокруг Национальной музыкальной премии. На ваш взгляд, «Лира» — полезное дело для нашего шоу–бизнеса?

— Безусловно. Во–первых, внимание получают не только артисты, но и продюсеры, аранжировщики, концертные компании, журналисты — люди, которые невидимо работают на результат. А то, что это междусобойчик, топтание в одном болоте, как некоторые пишут... Как еще развиваться? Если не топтаться, то вообще ничего не будет. Все, что происходит в стране с музыкой, делается альтруистами. Никто из музыкантов на этом, поверьте, не зарабатывает.

leonovich@sb.by

Фото  Виталия  ПИВОВАРЧИКА.

Советская Белоруссия № 1 (25136). Вторник, 3 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter