С миру по книге

На прошедшей неделе в Минске побывали специалисты библиотечного дела из разных стран - чтобы не только обменяться опытом, но и поделиться с коллегами новыми открытиями.
На прошедшей неделе в Минске побывали специалисты библиотечного дела из разных стран - чтобы не только обменяться опытом, но и поделиться с коллегами новыми открытиями. Однако сейчас, когда строится новое здание национального нигохранилища, самая актуальная тема - это судьба главной библиотеки Беларуси.

В Национальной библиотеке хранится 8 миллионов книг, из них 65 тысяч - старопечатные издания, то есть вышедшие до 1825 года. Но даже такое богатство - это не предел мечтаний. Особенно если вспомнить, что до сих пор по многим позициям не удалось восстановить довоенные фонды. Именно поэтому самое пристальное внимание участников библиотечных чтений было приковано к выступлению Патриции Гримстед Кеннеди, почетного члена Украинского исследовательского института, Гарвардского университета и Международного института социальной истории в Амстердаме.

Госпожа Кеннеди уже много лет изучает проблему перемещения культурных ценностей во время Второй мировой войны, у нее на эту тему вышло несколько книг. Особенно исследовательницу интересует судьба нескольких парижских книжных собраний, странным образом оказавшихся после 1945 года в Минске. Это библиотеки русского писателя Тургенева и украинского политика Петлюры. Долгое время об этом факте мало кто знал.

Впрочем, неудивительно - ведь это были незаконно перемещенные ценности вроде знаменитой болдинской коллекции, вокруг которой было столько споров совсем недавно в соседней России. А попали они к нам действительно случайно.

Еще до вторжения во Францию в правящих кругах Германии обсуждался вопрос о вывозе из Парижа многих ценностей, в том числе книжных. Этим занимался специальный штаб Розенберга. В конце войны забранные немцами парижские собрания оказались в Силезии в городке Ратибор. Туда же направлялись с конца 1943 года десятки вагонов с уцелевшими сокровищами из оккупированной Белоруссии. В 1944 году в здании бывшей синагоги в Ратиборе вместе с французскими находилось также 394 белорусских ящика: книжные собрания столичных академической и ленинской библиотек, могилевские коллекции. А вообще в городке скопилось два миллиона свезенных из всех уголков Европы фолиантов.

После раздела Германии, когда Ратибор оказался в советской оккупационной зоне, а позже в составе Польши, белорусские предметы стали возвращаться на родину. Вернулось не все. Зато попали к нам многие редкие западноевропейские издания, а также петлюровская и тургеневская библиотеки. Часть "тургеневки" поехала дальше - в Москву.

Петлюровские книги уже в наше время были переданы в Киев, почти безвозмездно, хотя и у нас есть что просить вернуть из Украины. Хотя бы знаменитую библиотеку Хребтовичей из местечка Щорсы.

Сейчас же наши библиотекари озабочены тем, как сберечь то, что имеем. Для этого создана специальная программа "Память Беларуси". Главная ее задача - обеспечение сохранности библиотечных фондов и в то же время их общедоступность в стране и мире. Кроме того, остро стоит вопрос комплектования главных книгохранилищ всеми выходящими в Беларуси изданиями: в наше время, когда буквально расплодились десятки издательств, собрать с них "дань" в виде обязательных экземпляров выпускаемых книг не так-то просто. Если не в национальной и не в академической библиотеках, то где еще искать необходимые книги? Негде. Да и, к сожалению, фонды этих библиотек почти не дублируются, а значит, и не страхуются: то есть если в одной из них пропадут или погибнут те или иные книги, их потом будет проблематично восстановить.

А еще есть проблема вывоза раритетов за границу - за контрабанду книг в последнее время не заведено ни одного уголовного дела. Уголовным считается преступление, если нелегально вывозится предмет на сумму более 14 тысяч долларов, а наши музеи таких денег просто не знают, потому и оценивают тот или иной предмет на значительно меньшие суммы в надежде его же приобрести. Но, не имея такой возможности, дают фактически любой ценности карт-бланш на выезд за границу. В результате контрабандисты только штрафуются, а бесценные фолианты уплывают на Запад и Восток.

А уж на вопрос о возможности возрождения библиотек шляхетских усадеб и монастырей, о возвращении утраченных собраний специалисты пока отвечают с почти нескрываемым скепсисом.

Фото Виталия ГИЛЯ "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter