IT-сотрудники, специалисты по продажам, интернет-маркетологи — кто еще нужен рынку труда сейчас

С места — в карьеру

Какие профессии сегодня востребованы? Что ценят наниматели в сотрудниках и кого ищут себе в команду? Об этом беседа с экспертом в кадровой сфере Светланой Коростелевой.

Опыт оплачивается по высшей ставке

— Что изменилось на рынке вакансий за последний год?

— Прежде многие уходили на удаленку, шли сокращения. Сейчас маятник качнулся в обратную сторону. IT-сфера требует кадры, активный спрос на менеджеров по продажам, но предложений мало. Хотя по зарплате там все хорошо, люди получают больше тысячи долларов. Всем нужны сотрудники с наработанной базой клиентов по конкретной отрасли, конкретному виду продукции. Но таких профи днем с огнем не сыщешь. 

Игорный бизнес развивается. В онлайн-казино ущут специалистов по закупкам со знанием английского языка. Необходимы кадры в области диджитал-маркетинга. Тут предложений достаточно — многие окончили курсы по SММ-, интернет-маркетингу и так далее. Но для нанимателей эти кадры не очень ценны: у них нет должного опыта. А те, кто успешен, уходят во фриланс. И так как спрос на их услуги огромный, они ведут несколько проектов одновременно и имеют хороший заработок. 

— Что сейчас происходит на ІТ-рынке? 

— Спрос на сотрудников здесь растет быстрее, чем предложения от них. Поэтому диктует условия не работодатель, а кандидат. 

— Считается, что наши айтишники на просторах СНГ очень высокооплачиваемые. Так ли это?

— В общем-то, да. Они получают больше, чем в той же России, не считая Москвы. А к примеру, в Грузии заработки у разработчиков на 30 % меньше, чем у нас. Поэтому переманить в другую страну наших специалистов сложно. Даже по деньгам. 

— Сложно ли решиться на смену деятельности в зрелом возрасте? 

— Я считаю, что в основном меняют работу люди, не достигшие успеха в своей профессии. При карьерном зигзаге каждый должен понимать, что он отступает на несколько ступеней вниз по зарплате и должности. 

Волшебная палочка компетенций

— Какие каналы поиска работы считаются наиболее эффективными?

— Очень здорово, если человек умеет сам искать работу. Кадровые агентства, как правило, действуют от нанимателя. А от него что в основном нужно? Предложение конкурентоспособной ­зарплаты. Можно набрать маркетологов, которые откликнулись на полторы тысячи рублей в месяц, и они будут приносить прибыль компании. А можно взять тех, кто готов работать за 700 рублей, но результат от их ­деятельности будет минимальный, ­фирма только потеряет в деньгах. 

Есть кадровые агентства, которые делают вид, что работают для соискателей: берут деньги и взамен дают устаревшие контакты работодателей. Это плохо. Но стоит понимать, что и у добросовестных кадровиков нет волшебной палочки, которая нужна безработному. В то же время сейчас востребовано карьерное консультирование: помочь человеку составить правильно резюме, подсказать, как искать работу, где. Но консультанты не могут гарантировать трудоустройство. Они могут проанализировать пройденное собеседование, указать на ошибки при общении и так далее. Но они не могут дать профессиональных знаний, за что, в общем-то, и платят деньги. 

Навыки нуждаются в прокачке

— Насколько изменились требования работодателя к кандидату?

— Что касается качеств самих сотрудников, хотя и говорят, что сейчас надо прокачивать софт скиллз (надпрофессиональные навыки), я убеждена, что не это самое ценное в кандидате. Да, можно развить коммуникативные способности. Но если человек по своей природе не лидер, то он им и не будет. Так что ему лучше продвинуться в своей специализированной сфере, чем тратить время и деньги на всевозможные курсы личностного роста.

Какие сегодня запросы на рынке в целом? Английский сейчас нужен едва ли не всем. Владение компьютером обязательно. Причем не на ­базовом уровне, а на продвинутом. Для преподавателей важно уметь проводить вебинары.

Сейчас работодатели в резюме просят указывать соцсети. Среди айтишников и управляющего персонала есть выражение: «Если тебя нет в LinkedIn, то тебя нет на рынке труда». Надо понимать, что соцсеть — наше лицо, поэтому не нужно в виртуальном пространстве выставлять то, чего не стоит видеть другим, либо просто не указывать ту или иную соцсеть в резюме. 

Есть критерий, когда на должность SMM-маркетолога требуется специалист с не менее чем пятью тысячами контактов в Facebook или Instagram. Это вполне обоснованное требование. 

— Как повысить свою востребованность на рынке труда сегодня?

— Нужно нарабатывать больше полезных навыков. Лучше всего, чтобы был запасной аэродром. Я бы рекомендовала выбрать профессию, которую не только можно освоить удаленно, но и потом работать удаленно. Например, для себя я выбрала интернет-маркетинг, еще окончила Академию Лидогенерации и курсы по графическому дизайну. То есть я хочу быть уверенной, что всегда смогу себе заработать на кусок хлеба. И еще надо помнить: находят себе занятость те, кто ищет работу, а не те, кто ищет деньги. 


НА КОГО ИДТИ УЧИТЬСЯ

Какие специальности в прошлом году пользовались спросом у абитуриентов? Речь идет о дневной бюджетной форме обучения. 

♦ В БГУ самый высокий конкурс сложился на специальность «коммуникативный дизайн» — 12 человек на место. Высокие проходные баллы были на «лингвострановедение» (384), «международное право» (378), «международные отношения» (378), «экономическую информатику» (364).

♦ В БНТУ самый большой конкурс на специальности: «архитектура» (4,3 человека на место), «архитектурный дизайн» (3,93). Самые высокие проходные баллы на «маркетинг» (346), «архитектуру» (338), «экономику и управление на предприятии» (336), «программное обеспечение информационных технологий» (331).

♦ В БГПУ конкурс на «психологию» — 5,6; «оздоровительную и адаптивную физическую культуру» — 4,0. На пяти специальностях проходные баллы составили 300 и выше: «психология» (336), «изобразительное искусство и компьютерная графика» (329), «практическая психология» (324), «логопедия» (315), «изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы» (304).

♦ В БГМУ специальности с наиболее высоким проходным баллом: «стоматология» — 387, «фармация» — 365, «лечебное дело» — 357.

В ТЕМУ

По данным Белстата, средняя зарплата по стране за ноябрь 2021 года (за декабрь данных на момент выхода номера не было) составила 1476,3 рубля, по Минску — 2070,7 рубля. Самая высокая начисленная средняя заработная плата у занимающихся информационными технологиями — 4565,1 рубля, меньше всего зарабатывают работники парикмахерских — 708,8 рубля. По отраслям картина выглядит так:

1. Информация и связь — 4565,1 рубля.

2. Финансовая и страховая деятельность — 2016,7 рубля.

3. Профессиональная, научная и техническая деятельность — 1873 рубля.

4. Промышленность — 1568,8 рубля.

5. Строительство — 1556,1 рубля.

6. Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность — 1406,5 рубля.

7. Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов — 1324,6 рубля.

8. Здравоохранение и социальные услуги — 1309,3 рубля.

9. Операции с недвижимым имуществом — 1183,1 рубля.

10. Сельское, лесное и рыбное хозяйство — 1129,8 рубля.

11. Творчество, спорт, развлечения и отдых — 1052 рубля.

12. Образование — 992,9 рубля.

13. Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг — 978,2 рубля.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter