Какие сотрудники сегодня востребованы на рынке труда

С места в карьеру

Образование сегодня как никогда важно. Знаний, которые дает школа, уже недостаточно для профессионального роста. Нужно обязательно более глубоко изучать специальные учебные предметы. Куда же пойти учиться: в вуз или ссуз? Обращают ли работодатели внимание на дипломы? Какие сотрудники сегодня востребованы на рынке труда? Кстати, говоря о высшем и среднем специальном образовании, нужно понимать, что конкурсы в некоторые колледжи и лицеи не меньше, чем в самые престижные университеты.

фото александра кушнера.
Шкала рабочей молодежи

Борис Беленков, директор Кричевского государственного профессионального агротехнического колледжа:

Я считаю, что для каждого молодого человека получить рабочую профессию так же важно, как и отслужить в армии. И девушка с умелыми руками внушает больше уважения, чем изнеженная «кабинетная» барышня. Даже если в дальнейшем вы решите продолжить обучение в вузе, эта первая ступенька просто необходима для карьерного роста. Возьмем для примера инженера. Как он сможет стать настоящим профессионалом, не изучив не в теории, а на практике свойства различных материалов, не научившись с ними работать, не потрогав руками? Как он сможет легко ориентироваться на производстве, не научившись управлять станками? Да и у подчиненных вряд ли будет пользоваться авторитетом такой начальник: ведь опытные рабочие поначалу сами будут многое ему подсказывать, делиться нюансами и секретами, которые не освоишь в студенческой аудитории.

Не зря во всем мире, в том числе в нашей стране, особое отношение к руководителям, прошедшим путь от рабочего до топ-менеджера. Именно они знают все тонкости работы на каждом участке, в каждом подразделении своего предприятия, в считанные минуты могут принять грамотное и глубоко проработанное решение, не теряются в самых сложных ситуациях. Образовательные стандарты в нашей стране высоки, мы сохранили, не растеряли лучшие традиции, заложенные еще во времена СССР, и с каждым годом развиваем, совершенствуем процесс обучения. Не зря в Беларусь охотно едут иностранцы получать рабочие профессии, среднее специальное образование. Есть учащиеся из России, Украины и в нашем учебном заведении.

Поступая в колледж, вы получаете огромные возможности для дальнейшего построения карьеры. Сейчас во многих средних специальных учебных заведениях внедрена многоступенчатая система образования. На базе девяти классов вместе с рабочей профессией учащиеся получают среднее образование, затем, продолжив обучение, — среднее техническое. А выпускников колледжей, желающих поступить в вузы, зачисляют сразу на третий курс университета, академии или института. Есть и другие не менее важные аргументы в пользу получения рабочей профессии. Во-первых, выпускники колледжей всегда всюду остро востребованы. Тем более сегодня в средних специальных учебных заведениях каждый учащийся получает не одну, а сразу несколько востребованных профессий. При этом ссузы готовят специалистов только по потребностям народного хозяйства, по запросам нанимателей, переизбытка кадров нет и быть не может. Трудоустройство гарантиро­вано.

Во-вторых, обучаясь в ссузе, вы приобретете массу полезных и нужных навыков. К примеру, во многих колледжах, даже если человек не собирается в дальнейшем работать водителем или механизатором, ему предоставляется возможность обучиться вождению автомобиля бесплатно, не тратясь на дорогую автошколу.

В-третьих, выпускники колледжей раньше одногодок-студентов из вузов становятся финансово независимыми.

С рабочей специальностью легче жить. Такие люди многое умеют ­делать сами. И способны самостоятельно починить машину, сделать ремонт дома. Они знают все из практики. А это очень ценно.

Высшие учебные намерения

Вадим Можейко, аналитик BISS:

В XXI веке высшее образование может быть необходимо даже для рабочих специальностей, и уж тем более — для работы в сфере высокотехнологичных и креативных индустрий. При этом, конечно, к выбору места учебы надо всегда подходить с умом, иначе даже самая продвинутая специальность не сулит успеха.

В последние десятилетия высшее образование в Беларуси — как и в целом в мире — становится все более массовым. Из-за этого ценность диплома несколько снизилась. Особенно если сравнивать со временами наших бабушек и дедушек, когда сам факт получения заветной корочки во многом гарантировал относительно престижное трудоустройство и достойный уровень жизни. Теперь потенциальный работодатель ждет от молодого специалиста в первую очередь конкретных компетенций, опыта стажировок, знания иностранных языков.

Все это может расхолаживать тех, кто шел в вуз не столько за знаниями, сколько за дипломом, воспринимая его чуть ли не как гарантированную путевку в легкую жизнь. Что ж, возможно, таким людям действительно имеет смысл пойти учиться в ПТУ, чтобы получить простую и надежную рабочую специальность.

Однако университеты остаются актуальными для тех, чьи амбиции простираются шире. Будущее за высокими технологиями, которые сегодня охватывают все сферы: от банковского сектора и промышленности до транспорта и культуры, креативных индустрий. Причем востребованы не только сугубо технические навыки в ИT, но и так называемые soft skills — общие компетенции широкого профиля, не относящиеся к конкретной специальности. Это хорошие коммуникативные навыки, умение работать в команде, организаторские способности, а главное — навык самостоятельно учиться новому, постоянно повышать свою квалификацию. И студенческая среда в университетах — традиционно хорошее место для развития у молодежи таких навыков (при должном старании и личной активности, конечно).

И даже в рабочих профессиях с каждым годом все более востребованы квалификации, которые получают не в ПТУ, а на уровне высшего образования. Строительство, производство продукции на фабриках, ремонт и сервисное обслуживание — теперь там в основном работают не молотком и стамеской, а с помощью высокотехнологичного оборудования. Чтобы с ним обращаться, нужна уже не столько физическая сила, сколько интеллект, понимание сложных процессов, а то и знание иностранных языков для оперативных консультаций с зарубежными коллегами.

И от того, насколько молодое поколение овладеет соответствующими квалификациями, зависит не только личный профессиональный успех каждого из них. Это основа успешной модернизации предприятий, и в конечном счете — конкурентоспособности всей белорусской экономики.

Конечно, специалисты с высшим образованием будут и впредь востребованы на рынке в самых разных областях. Однако нет смысла гнаться за корочкой, которая не будет отражать интересы и квалификацию молодого специалиста. Это не принесет пользы ни его личной карьерной траектории, ни белорусской экономике.

Вот почему на рынке образовательных услуг было и будет место как для университетов, так и для учреждений средне-специального образования. Каждый должен выбрать то, что соответствует его уровню способностей и амбиций, чтобы потом не быть разочарованным. Для этого роль и государства, и общества в целом — помогать молодежи раскрыть свой потенциал, реалистично увидеть все возможные пути получения образования. Тут важно толково, а не по старинке заниматься профориентационной работой, рассказывать о реальных преимуществах и специфике конкретных специальностей. Нужно и дальше ориентировать те же университеты и колледжи на укрепление связей с предприятиями, чтобы опираться на реальные запросы бизнеса и по количеству необходимых специалистов, и по их квалификации. Тогда и качество нашего образования будет расти.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter