С места — в карьеру

«Стартапы» ждут своего часа
«Стартапы» ждут своего часа

За рубежом это слово давно пишут без кавычек. Но у нас оно еще не вошло в привычный обиход. Пока? «Стартапы» — ребята, которые в «общаге» Стэнфордского университета основали Google, придумали Apple и PayPal... Молодые, наглые, амбициозные — они начинали в тесных комнатушках и гаражах. Однако уже через несколько лет их бизнес принес первые миллионы долларов.

У нас «стартаповское» движение пока только зарождается. Хотя общежитий и гаражей ничуть не меньше, чем в американском штате Калифорния, который знаменит своей Силиконовой долиной... Беда в том, что на молодых людей, рискнувших предложить что–то новое, все еще смотрят с недоверием, мол, не лезь впереди старших коллег...

Но талантливые ребята все–таки есть, и они готовы «к прыжку». Уже почти год как резидентом Парка высоких технологий стал бойкий минский парень Максим Осипов — студент Белгосуниверситета, который уже основал собственную компанию. О его жизни и планах мы рассказывали в публикации «Судьба резидента» («СБ» за 22 июня 2007 года). Тогда Максим заканчивал свой главный проект — компьютерную игру, которая, по задумке, должна была принести ему известность. Удалось ли парню встряхнуть компьютерный мир?

Сделано в Беларуси

Казалось бы, вот он, герой нашего времени! Смог сделать себя и в двадцать с хвостиком добиться немалых успехов. Учитесь, ленивцы–одногодки! Ан нет... После публикации в редакцию посыпались письма, в которых жизненную позицию героя критиковали. То ли из зависти, то ли из обострившегося чувства неполноценности анонимные субъекты прочили нашему резиденту провал. Главная его ошибка, дескать, в том, что рискнул делать карьеру в нашей стране. Мол, это глупая авантюра, а компьютерная игра под названием «Безмолвие» так и останется лежать на полке...

— Ну что ж, критики просчитались, — хмыкнул Максим, когда я показал ему стопку писем с нелицеприятными отзывами. — В конце минувшего года наше «Безмолвие» появилось на прилавках и вполне нормально продается.

Свою стратегию реального времени гениальным произведением самокритичный Осипов не считает. Делал он ее с совсем небольшой командой, с нуля, без опыта и ресурсов солидных компаний. В общем, не хит, но вполне пристойный «середнячок». За выпуск игры взялась солидная российская компания «Бука».

Игру Максим специально не рекламировал. Пока бюджет не позволяет. Но проект уже окупился. Сейчас парень собирается перевести «Безмолвие» на иностранные языки и запустить на рынки Западной Европы и США. Вот тогда появится настоящая прибыль и каждая заработанная копейка станет золотой.

— Наверное, многие снова обвинят в «напускном патриотизме», но для меня действительно было важно подчеркнуть, что игра — белорусская, — откровенничает Максим. — Многие и не подозревают, что у нас, оказывается, тоже делают компьютерные игры. Заказал пару десятков плакатов, напечатал наклейки с надписью «Разработано в Беларуси». Расклеил их в разных точках Минска. Сам видел: люди подходят, интересуются, покупают.

Жизнь в трех «Дэ»

Сейчас в компании Осипова работают уже 5 человек. Молодой человек платит им вполне прилично — по средним в стране расценкам для работников IT–отрасли. Скажем, для программиста это около 600 долларов в эквиваленте. Конечно, помогают льготные условия налогообложения, которые дает резидентство в ПВТ. В ближайших планах Максима — увеличить число сотрудников до двадцати и заняться серьезными проектами. Делать новые игры он пока не планирует — это долго, трудно и... уже как–то неинтересно. Хочется попробовать себя в чем–то другом.

— Через знакомых вышел на заказчика из США. Сейчас разрабатываем для него сложную поисковую систему. Конечно, прибыль от такого заказа не самая большая, зато опыт колоссальный. И связи с иностранными партнерами никогда не помешают.

«Продался–таки паренек!» — наверняка съязвит кто–нибудь. Но думать так, по–моему, глупо. В конечном счете, зарабатывая себе на хлеб заграничными заказами, Максим Осипов работает и на престиж белорусских программистов.

Занимается резидент и еще одним интересным проектом. Снова работа подвернулась случайно. Когда заканчивал «Безмолвие», неожиданно позвонили из МЧС. Предложили: «А не хотите ли сделать для нашего Командно–инженерного института обучающую систему?» Понятно, Осипов согласился с радостью. Для него это настоящий прорыв и немалая ответственность.

Идея программы такова: в трехмерной графике нужно смоделировать возможные нарушения правил пожарной безопасности на определенном объекте. А курсанты на занятиях должны будут их найти и устранить. Действие происходит в пятиэтажном здании мебельной фабрики, чертежи которой предоставили спасатели. Для более глубокого погружения в учебный процесс используют даже шлемы виртуальной реальности! Работа идет полным ходом, и в июне программа будет готова.

Чтобы пан не пропал

Максим Осипов продолжает искать свой путь. Собирается участвовать в тендерах, находить новые заказы. Уже понял, что одних лишь компьютерных навыков для ведения успешного бизнеса не хватит, записался на курсы экономики. Приходится вникать и в юридические тонкости. Скажем, когда подписывал соглашение с «Букой», двадцатистраничный договор вычитывал и проверял сам, чтобы полноценно защитить свои интересы.

В общем, дела у нашего «стартапа» идут в гору. Но есть ли у Осипова единомышленники, толковые молодые люди, которые способны взяться за самое сложное начинание, не спать ночами, гнуть свою линию?

Специалисты IT–сферы, которым я задал этот вопрос, пожимали плечами. Предполагали: наверное, такие ребята есть. Но они не знают, что делать со своей идеей, куда, грубо говоря, ее отнести. Пока не хватает бизнес–инкубаторов, в которых молодые таланты могли бы развивать свои проекты. Вся надежда на ПВТ, где подобный интеллектуальный «аквариум» должен вскоре появиться.

А пока молодым специалистам–самородкам советуют вливаться в крупные коллективы больших компаний, где их идеи поддержат и пустят в оборот. Но этот путь Максим Осипов для себя решительно отверг:

— Уже несколько товарищей, которые рьяно хотели открыть свой бизнес, последовали совету набраться опыта в большой структуре. Сейчас получают приличные деньги. Им достаточно. И желание рисковать уже пропало... Тут, считаю, или пан, или пропал. Если не начнешь сразу, потом ничего не получится.

Молодых и талантливых программистов у нас немало. Но вместе с тем в IT–сфере, по словам специалистов, огромный дефицит толковых топ–менеджеров. Именно от этих креативных людей зависит техническое будущее. Их не обучишь в университетах, их нужно выискивать и беречь как зеницу ока.

...В конце прошлого года произвели фурор наши школьники. На российской открытой олимпиаде по информатике и программированию первое место завоевала сборная команда Гомеля и Столбцов, а третье — ребята из Мозыря. Московских гениев белорусская глубинка разделала под орех! Конечно, героев поздравили, вручили награды, сказали не одно теплое слово в адрес их тренеров.

Но что будет с ребятами через пару лет? Попробуем спрогнозировать. Они с успехом окончат школу. Поступят в престижные вузы — БГУИР или, скажем, БГУ. Выиграют парочку иностранных олимпиад.

Варианты появятся потом, когда придет время выбирать жизненный путь. Их всего два: можно стать «винтиком», а можно попытаться сделать из себя «алмаз». И если высокооплачиваемых работяг в нашей IT–отрасли уже через десять лет будет предостаточно, то с «креативщиками», без которых затевать идею с высокими технологиями, пожалуй, и не стоило, могут быть большие проблемы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter