Помощник директора ОАО «Сморгонский агрегатный завод» Андрей Семенцов об особенностях мини-тракторов

С места в карьер

ПЕРВЫЙ в Беларуси тракторный биатлон пройдет в поддержку нашей олимпийской сборной в Пхенчхане и зимних видов спорта. Что могут показать небольшие тракторы с максимальной скоростью двадцать километров в час, да еще и на заснеженной дороге? Эти и другие вопросы накануне тракторных стартов стали встречаться в читательской почте «СГ». 

В ЭКСКЛЮЗИВНОМ интервью «СГ» помощник директора ОАО «Сморгонский агрегатный завод» Андрей СЕМЕНЦОВ рассказал о возможностях  малогабаритной сельхозтехники. 

— Андрей Федорович, вы уже видели трассу, на которой предстоит состязаться?  

—  Тщательно подошли не только к выбору местности, но успели экспериментально опробовать на ней технику. Ожидается пять команд по три участника. Они уже тренируются в карьере возле Сутьково. 

Условия состязаний. Вместо лыж —  малогабаритные тракторы, а биатлонные винтовки заменят на пейнтбольные ружья, заряженные шариками с красками. Основной круг на эстафетной гонке где-то 500—700 метров. Движения с препятствиями. Мишень отличается от биатлонной большими размерами. В случае промаха к основному кругу — штрафной.  

— Почему именно мини-тракторы? 

— Это наша продукция. Беларус-152 — разработка Сморгонского агрегатного завода, входящего в холдинг «МТЗ-ХОЛДИНГ». Двигатель на нем хондовский. Общий вес 615 килограммов, небольшие габариты. Базовая модель МТЗ-132Н. Ее продажи в общем объеме 85 процентов. Впервые выпустил Минский тракторный завод, но позднее производство пришло в Сморгонь.  В каждой из пяти команд будет по три модели 132H и 152. Их предоставил наш завод. 


— Но ведь технику мощной не назовешь, да и скорость около двадцати километров в час плюс нет кабины. Можно ли такие маломерки использовать для гонок?  

— Эти тракторы побеждают бездорожье, будь то утопающий в грязи дачный участок или непролазная лесная чаща. Для состязаний выбрали схожее место — недействующий карьер в районе деревни Сутьково. Склоны, ухабы. Ни одну из моделей конструктивно не меняли, лишь установили спереди защиту. Суть не в скорости — в умении управлять в экстремальных условиях. К примеру, включать один мост или сразу два – в зависимости от обстановки. 

— А  где «мини» используются в народном хозяйстве?  

— Более 60 процентов приобретают для личного подворья, развития фермерства. Для ухода за клубничными, голубичными плантациями, в огуречных и помидорных теплицах. 

Полезен трактор и в других отраслях. Его можно агрегатировать с навесным оборудованием. Используют коммунальные службы для очистки снега, строители для подвоза материала.

Мини-трактор Беларус-132Н

— А зарубежные покупатели интересуются?  

— В прошлом году впервые начали поставки в Азербайджан, Колумбию, Швецию, на Мадагаскар. Приоткрою секрет: на состязаниях пройдет выставка, где покажут образцы новых моделей. Они еще больше заинтересуют наших партнеров. Всего за 2017 год произвели более тысячи мини-тракторов. Экспорт занимает около 40 процентов. В основном это российский рынок, но также отгружаем в Украину, Казахстан, Литву, Венгрию, Румынию.

— Тракторный биатлон пройдет в Беларуси впервые. Планируются в дальнейшем подобные оригинальные состязания?  

— Всегда придумываем что-то новое. В прошлом году День белорусской науки Минский тракторный завод отметил проведением первого в стране тракторного ралли «Париж—Мосар» в Поставском районе. Мощь и силу продемонстрировали энергонасыщенные «Беларусы». В будущем возможен футбол на тракторах.

КСТАТИ

На мини-тракторах, участвующих в биатлоне, будут нанесены логотипы объединенной редакции «Советской Белоруссии», ЗАО «Второй национальный телеканал», ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА», ОАО «МТЗ», ОАО «Промагролизинг».

Место проведения — сморгонская деревня Сутьково, вблизи трассы Сморгонь—Крево. Торжественное открытие эстафеты — 24 февраля в 13.00. В реальном времени биатлон покажет специально установленный экран.  

Гостей также ждут катание на тракторах, конкурсы, викторины, выставка тракторной техники, выездная торговля и продажа сувениров, солдатская каша и уха. 

В ТЕМУ

В сентябре прошлого года ученые разработали робот для помощи МЧС. Платформу использовали на базе МТЗ-132Н. 

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В 60-е годы основная тяговая сила на вспашке — лошадь. Лишь некоторые Кулибины собирали небольшие тракторы из списанных узлов и агрегатов автомобилей, мотоциклов. Массовое производство малых тракторов запрещалось. Продуктивность личных приусадебных участков отходила на второй план. Идея создания мини-трактора принадлежит инженеру МТЗ Евгению Козлову. В начале 70-х годов он работал начальником конструкторского бюро перспективного планирования и одновременно руководил работами по созданию товаров широкого потребления.

Задумку выпускать малогабаритную сельхозтехнику Евгений Козлов изложил на совещании у директора МТЗ Николая Слюнькова. Он, а также заместитель председателя Совмина БССР Илья Глазков поддержали. Новую машину даже включили в план завода. 

Одновременно над трактором работал в свободное время молодой инженер завода Антон Кузнецов. Он вместе с отцом создавал трактор для сада. Это подтолкнуло ГСКБ организовать в штате вновь созданного конструкторского бюро ширпотреба группу под руководством Антона Кузнецова. Впоследствии из нее выросло полномасштабное бюро по малогабаритной технике. 

В начале 1981 года первый мотоблок МТЗ-05 все-таки поступил в серийное производство. Конструкторы назвали разработку просто — садово-огородный инструмент. У потребителя он вызвал небывалый спрос. Впоследствии на заводе выпускали по 20 тысяч мотоблоков в год. 

На их базе созданы первые мини-тракторы. Выпуск мини-техники стал в один ряд с универсально-пропашными тракторами.  В 1991 году завод начал делать мини-трактор МТЗ-082. Он стал той самой базовой моделью, на основе которой появились МТЗ-132H и 152. 

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter