С мешком картошки не наездишься

Техника продвижения наших продуктов за рубежом требует ревизии

Технологии продвижения белорусских продуктов питания на внешние рынки требуют пересмотра

Сытый сосед лучше голодного, даже если образовались излишки продуктов, которые можно ему продать. Так считают специалисты по продовольственной безопасности. Они же и прогнозируют, что основной для сбыта белорусского продовольствия российский рынок еще долго будет открыт для наших товаров. Сами же производители замечают: наши продукты на территории восточной соседки ценят за качество, вкус и приемлемую цену, но вот продвинуть их конечному потребителю становится все труднее. Очевидно, остро назрела необходимость создавать крупные сбытовые структуры, но в этом отечественные участники рынка еще не очень-то преуспели.

Прокорми себя сам

Еще совсем недавно в России мало задумывались о продовольственной безопасности, действуя по принципу: были бы деньги, а все необходимое мы купим. Однако в последнее время в стране стали активнее прислушиваться к рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization, ФАО) самостоятельно обеспечивать внутренний рынок основными продуктами. «Россия поставила перед собой задачу по мясу, молоку, сахару, зерну, картофелю выйти на 80—95 % продаж собственной продукции, но это пока недостижимо и не станет барьером для нашей торговли с Россией, — объясняет заведующая отделом рынка Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Зинаида Ильина. — Но все эти заявления указывают на то, что рано или поздно условия торговли изменятся и нам придется с этим считаться».

По оценкам специалистов, наша восточная соседка может восстановить производство птицы и свинины, но это касается прежде всего регионов, где есть собственное зерно. Традиционные покупатели белорусских продуктов, такие, как Псковская, Ленинградская области, Санкт-Петербург и другие, не смогут отказаться от поставок этих товаров. «Абсолютно неподъемно для россиян обеспечить себя молоком и молочной продукцией, а также говядиной на период до 2020 года. И это их собственные прогнозы, не наши»,— замечает эксперт.

И гарнир, и десерт

Белорусские ученые указывают на то, что в сельском хозяйстве страны серьезный крен сделан в сторону животноводства, хотя эта отрасль достаточно затратная и энергоемкая. В то же время мало используется потенциал растениеводства. «Это же надо умудриться потерять не только внешний, но и внутренний рынок картофеля,— удивляется Зинаида Ильина.— Сейчас восстановить его довольно сложно». Между тем перспективы поставлять овощи, фрукты и плоды на рынок России просматриваются вполне определенно.

В то же время надо помнить, что оптимальной долей экспорта в общем объеме произведенного в стране продовольствия считается уровень около 60 %. Как свидетельствует мировой опыт, это важно для возобновления ресурсов, которые со временем истощаются. Беларусь практически подошла к этому пределу, поэтому запланированный рост экспорта белорусских продуктов питания должен быть направлен на увеличение стоимостных, а не физических объемов, подчеркивают специалисты.

Мелкая фасовка

В этом смысле перспективы наращивания поставок достаточно велики. Так, если с переработкой молока дело обстоит достаточно благоприятно, то по мясу белорусские предприятия пока недорабатывают. «Россияне испытывают дефицит мясного сырья, особенно говядины, они делают предоплату и готовы закупать этот товар в больших объемах,— объясняет начальник отдела маркетинга ОАО «Слуцкий мясокомбинат» Вероника Ненаживина.— Но как только речь заходит о готовой продукции, начинаются пробуксовки». Как объясняет представитель завода, белорусской колбасе вредит то, что в ней слишком много мяса и мало вкусовых добавок. Поэтому она по определению оказывается дороже, чем местная продукция, изготовленная по менее жестким стандартам. Кроме того, в российской рознице торговые надбавки составляют, как минимум, 70 %, что также делает качественные мясные изделия весьма недешевыми. Партнеры из России все чаще советуют белорусским производителям создавать крупные альянсы, чтобы усилить вопросы маркетинга и торговли. «Действительно, в Беларуси много мясокомбинатов, поэтому мы чувствуем себя конкурентами, а надо научиться быть партнерами на внешних рынках,— подтверждает Вероника Ненаживина.— Проблема в том, что должен быть инициатор этой идеи, но пока мы только смотрим друг на друга». В каком виде должны создаваться такие альянсы?

Как считают участники продовольственного рынка, практика создания торговых домов и иных структур по инициативе сверху себя не очень-то оправдывает. Мировой опыт подтверждает: если объединение решает собственные коммерческие задачи, продвигая продукцию разных предприятий, эффективность для самих производителей оказывается низкой. Чаще всего содействие со стороны государства предприятиям конкретной отрасли выражается в едином маркетинговом сопровождении. Так происходит с греческим коньяком «Метакса», винами ЮАР, картофелем американского штата Айдахо, итальянской одеждой…

Всем миром

В одиночку покорять российский рынок, где наши продукты чаще всего воспринимают под единым брендом «белорусское», становится все труднее. Особенно актуально и остро стоит вопрос сотрудничества с крупными розничными сетями. «Это достаточно зрелые структуры, которые берут в работу только продукты с понятным, легко прогнозируемым спросом, — объясняет российский эксперт Андрей Стась. — На фоне катастрофического многообразия товаров фактор цены и качества практически не играет роли. Сегодня это рынок брендов». Понятно, что вписаться в эту схему продвижения могут лишь единичные белорусские предприятия, которые не только создали себе звучное имя, но и выпускают продукцию в объемах, способных удовлетворить запросы сетевиков. «В новой российской рознице наши поставщики оказываются не в самых лучших условиях и чувствуют себя некомфортно, хотя, например, во Франции производители, объединившись в союзы, успешно отстаивают свои права», — рассказывает Зинаида Ильина. По оценкам эксперта, не стоит сбрасывать со счетов возможность поставлять продукты питания в северные регионы, подписывать контракты с Министерством обороны и другими госструктурами. Выгодным остается и сотрудничество с ближайшими регионами: местные сети пока предлагают вполне приемлемые условия небольшим производителям. В то же время логистические схемы в России устроены таким образом, что весь товар в основном стекается в два крупных центра — Москву и Санкт-Петербург, которые затем распределяют продовольствие по другим регионам. «Каждый со своим мешком картошки ездить не будет, нужны крупные поставки, — добавляет Зинаида Ильина. — Нужны объединения производителей, обеспечивающих гарантированное качество товара. Да и белорусским производителям явно надо учиться торговать более цивилизованно».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter