Народный календарь: Медовый Спас в традициях белорусов

С медом весь год сладок

Следующая неделя открывает период трех Спасов. Его в народе прозвали «Спасаўкай-ласаўкай»


Первый Спас — Медовый, Маковый. В народном календаре приходится на 14 августа. В этот день православная церковь чтит память трех святынь: Животворящего Креста Господня, образа Спасителя и иконы Владимирской Божией Матери. Наступает Успенский пост.

Медовым Спас назвали потому, что в начале августа приходит время сбора меда. По давнему обычаю пчелиный дар несли в церковь, на «помин родителей». «Пчаляру» следует быть щедрым. За работой пчеловода в это время наблюдают дети. Их полагалось одарить чудесной сладостью в первую очередь, а также угостить соседей, родню, знакомых, «болящих и нуждающихся», в соответствии с библейским изречением «поделись и тебе прибудет». Отступление от правил может привести к тому, что рой улетит один за другим, оставив ульи пустыми.

В мифологии белорусов мед символизировал источник мудрости, вечного обновления жизни.
Белорусы считали, что мед и жадность — понятия несовместимые. Если нужда в нем была у болящих, а пчеловод отвечал отказом, то проблемы в его делах возникнут непременно.

На Медовый Спас готовили медовуху. Легкий алкогольный напиток варили с соком клюквы, брусники, черники, смородины, малины. Затем этот «коктейль» сливали в бочку, плотно закрывали и ставили в темное прохладное место на одну‑две недели.

Мед, тяжелый, как золото, для наших предков был не просто продуктом питания. Издревле он воспринимался как удивительное творение, созданное трудами «божиих работниц» — пчел. У индоевропейцев мед выступает как эталон сладости. В мифологии он символизировал источник мудрости, вечного обновления жизни и магических сил. Считалось, что возле ствола мирового дерева сидят пчелы, а вся его листва покрыта медовой росой.

Еще одно название первого Спаса связано с освящением воды. Отсюда и такое его название — Спас на воде. Церковь в этот день проводила крестный ход на реках, озерах и других водных источниках. С давних времен у белорусов особо почитались «святыя крынiцы» с прозрачной и целебной водой. По обычаю на первый Спас обливаются и «мокрят все и всех». Считается, что таким образом изгоняют от себя злое и нечистое. Воду набирают так же, как и на Крещение, и кланяются в пояс самой «крынiцы». Обычай съезжаться к источникам в этот день живет и в наши дни.
На Медовый Спас готовили вкусные угощения, изготавливали обереги и венки.
Третье название праздника — «Макавей», «Макоўе» — идет от обязательного обычая приготовления в этот день какой‑то «стравы», которую можно обмакивать, «мачаць». Чаще всего это были блины, тоненькие, кружевные «налiснiкi» и пушистые блины на «сыраквашы». Для этого готовили «пражанiну» и «селя­дзец з лёкам i цыбуляй». Их часто жарили с припеком — зеленым луком, которого в это время было в изобилии. Для «налiснiкаў» использовали мед и растертый в специальной ступе мак. В результате получалось очень нежное на вкус «маковое молоко». Еще обмакивали в свежий мед особо приготовленный для этого дня хлеб и «агуркi».

К первому Спасу отлетают в теплые страны стрижи и ласточки. Примечали, если эти птицы еще задержались в родных краях, то осень будет очень теплой.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter