В Витебске появились трамваи и троллейбус, расписанные по эскизам Малевича

С Малевичем по пути

Многие города стараются подчеркнуть свои культурные и архитектурные особенности, сделать их туристической фишкой. Где бы вы ни сфотографировались в Лондоне, в кадр обязательно попадут легендарный даблдекер или красная телефонная будка. В Зальцбурге, где родился Моцарт, все буквально «дышит» воспоминаниями о великом композиторе. «А ведь мы ничем не хуже! — подумали в Витебске. — У нас есть знаменитая художественная школа, есть объединение УНОВИС, где была разработана концепция нового авангардного супрематического искусства. Так почему бы эти идеи не популяризировать в том месте, где они зародились?!» Для этого во время Дней европейского наследия, которые сейчас проходят в Беларуси, решено было расписать два витебских трамвая и троллейбус по эскизам, созданным почти 100 лет назад «Утвердителями НОВого ИСкусства» Ниной Коган и Казимиром Малевичем. Курсировать по городским маршрутам они начнут с 23 сентября.

Василий Павлючков и Илья Гурко

Изначально эскизы Коган и Малевича готовились для празднования 1 Мая в 1920 году. Вместе с соратниками они расписали трибуны, интерьеры общественных учреждений, клубов, кафе, столовых. Тогда же появилось знаменитое полотно Николая Суетина «Агитационный трамвай». Более того, расписан был и сам общественный транспорт. Об этом, по словам начальника Витебского трамвайно–троллейбусного управления Василия Павлючкова, свидетельствуют архивные фотографии и статьи газет, выходивших в начале 1920–х:

— С момента своего появления в 1898 году витебский трамвай стал визитной карточкой города. Вагоны, расписанные членами УНОВИСа, курсировали по городу еще лет 5. В то время на остановках были своеобразные «карманы». К примеру, расписанный трамвай заходил в такой «карман» у Полоцкого рынка, чтобы не мешать движущемуся следом общественному транспорту, и на его фоне агитбригады проводили свою работу.

Понятно, что век назад трамваи были совсем другими. Поэтому адаптировать исторические эскизы к нынешним условиям взялись старший преподаватель кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета Илья Гурко и преподаватель Витебского государственного колледжа культуры и искусств, член Белорусского союза дизайнеров Степан Дроздов. К примеру, Дроздов вспоминает, что для них с коллегой это уже не первый опыт погружения в художественную среду начала XX века:



— Нам приходилось расписывать здание по эскизу Малевича, который называется «Смерть обоям». Мы участвовали в оформлении витебских улиц, когда Александр Митта снимал в городе фильм «Шагал. Малевич». Мне кажется, нам тогда удалось передать дух эпохи. К тому же, говорят, режиссеру наша работа понравилась.

Илью и Степана я встретил в трамвайном депо, когда вместе с помощниками они переносили на корпус трамвая распечатанный рисунок. Технология сегодня такова, говорит Гурко, что кисти и краски уже никто не использует:

— Пришлось потрудиться, чтобы «вписать» старые эскизы в размеры «современного холста», в роли которого выступает корпус трамвая и троллейбуса. Нужно было обойти фары, двери и другие технические отверстия. В начале было много скептиков, но сейчас даже они не скрывают, что все в итоге вышло здорово. Приятно, что наши ученики, жители областного центра и гости Витебска смогут больше узнать об истории города, о талантливых людях, живших и творивших в нем.

Таким расписанный трамвай видела Нина Коган

Роспись трамваев и троллейбуса — одна из составляющих проекта «Историко–культурное наследие УНОВИС — культурный код развития города Витебска». Его автор и руководитель Валентина Кириллова рассказала, какая задача–максимум стоит перед участниками проекта:

— Идеи УНОВИСа, оказавшие влияние на развитие мирового искусства, изучают в самых престижных учебных заведениях. Работы его членов находятся в самых знаменитых музейных коллекциях мира. Но до сих пор наследие УНОВИСа не внесено в список исторического наследия Беларуси и ЮНЕСКО. Наша глобальная цель — это исправить.

Сотрудники УНОВИСа. Витебск. 1920-е. Среди стоящих второй слева – Казимир Малевич, в центре – Нина Коган, по левую руку от нее – Николай Суетин

Трамваи и троллейбус, внутри которых, к слову, появятся информационные материалы об УНОВИСе, можно назвать первой ласточкой. Также в планах проекта — создание в Витебске детских площадок и арт–объектов с символикой УНОВИС. К этой большой и интересной работе уже подключились архивы, библиотеки, музеи, художественные школы города, а также Витебский центр современного искусства.

Справка «СБ»

Примечательно, что общественный транспорт, расписанный по эскизам Малевича, появился в дни, когда 25–летие отмечает Музей Шагала. Как известно, именно Марк Шагал, будучи уполномоченным по делам искусств, организовал в 1918 году Витебское народное художественное училище. В 1919–м туда в качестве преподавателя был приглашен Казимир Малевич.

Фото автора.

Советская Белоруссия № 184 (25066). Суббота, 24 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter