100‑летие народного художника Виктора Громыко отметили выставкой в Национальном художественном музее

С любовью к Родине

Дитя трагической эпохи, осколок поколения, пережившего немыслимые беды, народный художник БССР Виктор Александрович Громыко до конца жизни нес в себе память о войне. Он ушел от нас совсем недавно, летом 2019 года, недобрав всего нескольких лет до своего 100‑летия. Эту торжественную дату мы отмечаем уже без него, но по-прежнему с его картинами, которые остались договорить то, что мастер не успел сказать словами.


Выставка носит название «Объять необъятное», это знаменательное событие в национальной культуре и искусстве, отметил генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов:

— Исполнилось 100 лет со дня рождения известного художника, гражданина, педагога, общественного деятеля Виктора Громыко, человека, который внес значительный вклад в развитие белорусского искусства. Накануне на Главпочтамте прошло торжественное гашение конверта с маркой, посвященных юбилею художника: создание тематических конвертов и марок с изображениями работ и портретами наших мастеров уже стало доброй традицией.


Первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович напомнила, что Виктор Громыко был не просто талантливым живописцем, но также и значимым общественным деятелем:

— С огромным удовольствием пришла на эту выставку, в которой есть знаменитые произведения Виктора Александровича — те, которые мы все знаем, которые есть в учебниках. Однако в этой экспозиции художник предстает и несколько другим: великолепным колористом, который не боялся цвета, работы которого увлекают, который обращался к самым разным темам, от военной до пейзажей родной страны. Безусловно, Виктор Громыко — одна из ключевых фигур в нашем искусстве. Счастлива, что много лет жила недалеко от него, рядом с ним, встречалась на улице, общалась с ним. Это был очень открытый, душевный человек. Дважды он был председателем нашего союза, именно благодаря ему появился на улице Сурганова, 42 дом художников, в котором они жили и где располагались их мастерские. Там и он сам жил впоследствии.


Участник Великой Отечественной войны, Виктор Громыко воевал в партизанской группе Константина Заслонова, позднее — в Смоленском партизанском полку, где был сначала стрелком, затем пулеметчиком, издавал подпольную газету «Народный мститель». За подвиги, совершенные в военные годы, был награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Отечества III степени, медалями «За отвагу», «Партизану Отечественной войны» I степени.

Виктор Громыко, несмотря на звание народного, при жизни был скорее недооценен, считает один из учеников мастера, заслуженный деятель искусств художник Владимир Уроднич, и замечает:

— Эти картины демонстрируются не впервые, важно то, что зритель в очередной раз сталкивается с серьезными произведениями так называемого сурового стиля. Многие думают, что искусство Европы, которое развилось в 1920‑е годы, тот авангард, который в 1990‑е вернулся к нам в худшем варианте, и есть самая высокая планка и других высот не существует. Но это далеко не так. И когда посмотришь на эту экспозицию, понимаешь, что гражданственность и чувство Родины, пожалуй, основное, что есть в полотнах Громыко. А если еще вспомнить, что за это он в годы Великой Отечественной сражался… Мне кажется, что каждый его холст выстрадан, выношен, без подобного чувства произведения не рождаются.


Руководитель студии военных художников при Министерстве обороны заслуженный деятель искусств Николай Опиок поделился воспоминаниями о личности мастера:

— Мы познакомились с ним, когда я был председателем БСХ. Это был уникальный, добрый, чистый, святой человек, особенно по отношению к молодежи. Громыко был личностью, причем не только в живописи, он обладал и литературным даром, мы помним его книгу «Радуга над дорогой». Очень жаль, что вторую свою книгу Виктор Александрович дописать не успел… В финале его жизни мы с Владимиром Уродничем были постоянно рядом с ним и проводили его в последний путь как героя нации: он достоин этого. Он глыба! Возможно, не очень понятый при жизни, но сегодня я рад, что пришел сюда и увидел эту выставку.

Громыко писал без явного, видимого надрыва, но за внешним спокойствием, даже статичностью его композиций прячется глубокий трагизм. Война воспринимается художником как нечто чуждое этому светлому, спокойному миру, где прорастает трава и колосятся поля — и в этой траве неподвижно лежат погибшие партизаны. В этом особенность творческого метода художника — фиксация момента, когда трагедия уже свершилась и поделать ничего нельзя, четкие слепки с памяти, которые казались бы фотографическими, если бы не трепетная, вдумчивая работа с колористикой. Так и его широкие, раздольные пейзажи то подернуты мистической дымкой, то видятся словно сквозь цветные стеклышки калейдоскопа — взгляд, ловящий волшебство, доступный лишь ребенку или художнику.
Родину Виктор Громыко видел бескрайней и прекрасной, вечной в своей красоте и щедрости.

Воистину «широка страна моя родная», хлебнувшая лиха в военные годы, но по-прежнему живая, необъятная, светлая — как раз такое ощущение возникает при взгляде на холсты мастера. Именно поэтому непременно стоит в январские дни посетить Национальный художественный музей, чтобы зачерпнуть вдоволь этой безграничной любви и веры в родную землю.


КСТАТИ

Книга о Викторе Громыко вышла в издательстве «Беларусь» в серии «Славутыя мастакi Беларусi». Она содержит репродукции картин художника и текст, написанный известным белорусским искусствоведом Борисом Крепаком, на трех языках — белорусском, русском и английском. Издание уже можно купить в музейной лавке НХМ.



ovsepyan@sb.by











Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter