Режиссер Дмитрий Астрахан представит в Минске очередную премьеру — спектакль «Четвертая планета» в театре имени Горького

С любимыми не расставайтесь

Человек-оркестр Дмитрий Астрахан в этом сезоне вновь присоединился к труппе Национального академического драматического театра имени Максима Горького. Призвав на помощь верного друга и соратника Олега Данилова, наш дорогой мэтр готовится выпустить очередную новинку — спектакль “Четвертая планета”, премьера которого заявлена на 11 и 12 апреля. После успеха предыдущей постановки — тонко сплетенной все тем же драматургом Даниловым “Леди на день” — сомневаться в триумфе нового материала не приходится.

“Четвертая планета” — проект для режиссера давно и успешно обкатанный. Первый раз он обратился к пьесе еще в начале 1990-х, тогда спектакль шел на сцене питерского театра комедии имени Н. Акимова. Чуть позже историю любви о пространстве, времени и далекой юности Астрахан перенес на экраны, где в главной роли, если кто помнит, блеснул наш земляк Анатолий Котенев. В грядущей апрельской премьере капитаном космического корабля станет уже Руслан Чернецкий, а его возлюбленную сыграет умница и красавица Вероника Пляшкевич. О заслуженных артистах тоже не забыли: по небольшой, но крепкой роли достанется Андрею Душечкину, Оксане Лесной и Анне Маланкиной.

— Скажу сразу: у меня нет и никогда не было любимчиков, — заявил Астрахан. — При этом есть понимание того, что в театре имени Горького работают очень хорошие и профессиональные актеры. Убедился в этом еще два года назад, когда ставил “Леди на день”: Чернецкий, Прокопич, Сенькин, Юревич, Лесная и многие-многие другие. После успеха предыдущего спектакля мне очень приятно снова поработать с этой труппой.

— Чем объясните успех “Леди...”? Аншлаги третий год.

— Хорошим спектаклем, больше ничем.

— “Четвертой планете” прочите такое же светлое будущее? Или это две разные истории, рассчитанные на разную публику?

— Публика всегда одна и та же. Те, кто приходит в театр, и есть мои зрители. Уверен, успех будет. Как был в свое время в Ленинграде. Вспомнил, кстати, сейчас забавный эпизод, связанный с этой постановкой. Как вы знаете, со своей будущей женой Леной я познакомился в метро. “Я, — говорю, — режиссер Астрахан”. А у нее, как потом выяснилось, был товарищ-театрал, который постоянно взахлеб рассказывал о “Четвертой планете” и который посмотрел ее чуть ли не 8 раз. И все тащил Лену на этот спектакль, но она из-за занятости не могла выбраться в театр. После нашего знакомства Лена все никак не могла поверить: неужели режиссер, который поставил ту самую нашумевшую постановку, это действительно я? Потом уже я пригласил ее в театр. Лене постановка очень понравилась.

— А на премьеру в Минск супругу пригласите?

— Обязательно. И дети приедут, они смотрят все мои спектакли. Уже даже планируют время, высчитывают, когда начнутся каникулы, чтобы приехать в Беларусь.

— Почему вы в очередной раз решили вернуться к истории, к которой неоднократно обращались и в кино, и в театре? Неужели нет новых, не менее достойных пьес?

— Во-первых, в Минске этот спектакль еще не видели. Во-вторых, это одна из моих самых любимых работ, очень соскучился по ней за прошедшие годы. Плюс по распределению ролей она очень хорошо ложится на минскую труппу, у вас есть артисты, которые прекрасно могут сыграть этот материал. И, в-третьих, фантастический сюжет пьесы просто не может не вызвать интереса у публики.

От картины, которая вышла на экраны в 1995 году, постановка будет отличаться, конечно, очень сильно. Хотя бы потому, что в кино задействованы одни средства художественного выражения, а в театре — совершенно другие. Кроме того, кино — это история давняя, более 20 лет прошло. Мне вообще кажется, что этот фильм мало кто посмотрел. Тогда у меня одновременно вышли две ленты — “Четвертая планета” и “Все будет хорошо”, которая оттянула внимание публики и в чем-то даже затмила первую картину. Хотя у нее по-прежнему огромное количество почитателей. Уже могу сказать, что и фильм, и новый спектакль связывает не только сюжетная линия, но и вечный вопрос: как нужно правильно жить — головой или эмоциями?

— И что выбираете вы?

— Конечно, важно разумное сочетание. Однако жить хочется эмоциями, но в наших реалиях приходится, увы, разумом и головой.

— Вы уже посетили реконструированный “Беларусьфильм”. Строите какие-то совместные кинопланы?

— Об этом говорить пока рано. Сейчас заканчиваю монтаж картины “Жизнь после жизни”, съемки которой в прошлом году проходили в Минске. Думаю, к августу фильм будет готов.

— А новые павильоны — гордость обновленной киностудии — уже оценили?

— Я их видел еще на этапе строительства. Павильоны очень хорошие, все есть. Надеюсь, они будут востребованы. У “Беларусьфильма” должна начаться новая жизнь. Верю, что все то хорошее, что было, уничтожаться не будет, а будет грамотно использоваться.

— Сейчас киноманы активно обсуждают фильм Алексея Германа-младшего “Довлатов”. Взял слово и режиссер Станислав Говорухин, у которого вы снимались в ленте “Конец прекрасной эпохи” по произведениям Довлатова. Станислав Сергеевич картину Германа-младшего жестко раскритиковал. А вы фильм смотрели?

— Пока нет, поэтому комментировать не буду. Интересно во всей этой истории то, что личность Довлатова в последнее время очень привлекает режиссеров. Довлатов — тот редкий случай, когда человек сумел сделать свои воспоминания интересными для многих людей. При этом не могу сказать, что он выдающийся писатель. Достоевский, Чехов, Куприн — писатели, Довлатов — скорее сочинитель. Он просто с большим юмором и талантом описал собственную жизнь. Не знаю, что конкретно сработало: язык, попадание во время, настроение, юмор — но его книги начали массово читать. А почему к нему стали так активно обращаться режиссеры? Не знаю, это у них нужно спросить.

На съемочной площадке фильма “Жизнь после жизни”.

— Как актер вы сейчас где-то снимаетесь?

— Уже отснялся. Только-только закончились съемки сериала “Хор” о детском хоре Виктора Попова, гремевшем в свое время на весь Советский Союз. Это тот самый коллектив, который записал и впервые исполнил “Прекрасное далеко”, “Вместе весело шагать”, “Крылатые качели” и многие другие песни. Так вот, в этом сериале я играю директора хора.

— Любят вас, Дмитрий Хананович, приглашать в проекты, где есть дети. Наверное, потому, что образ у вас такой — всеобщего доброго папы. И в жизни, и на экране.

— А я в свою очередь люблю работать с детьми. И очень жаль, что нет больше чудесного музыкального проекта “Я пою!”, где я все пять сезонов был ведущим на вашем телеканале ОНТ. Считаю, проект нужно срочно возрождать. В Минске, кстати, до сих меня останавливают люди и вспоминают “Я пою!”. Хотя я прекрасно понимаю, что все когда-нибудь кончается и нужно просто радоваться тому, что в моей жизни был такой проект. А вообще, я уже много лет жду серьезную сложную роль на сопротивление, где буду играть истинно русский характер. Дождусь когда-нибудь, как думаете?..

leonovich@sb.by

Фото Павла Чуйко и Сергея Лозюка
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter