Зритель безоговорочно полюбил экранные образы народной артистки России Ирины Алферовой

С любимыми не расставайтесь

Ирина Алферова, отметившая недавно юбилей, считает себя наполовину белоруской — ее мама родом с Витебщины

Она ворвалась на экраны в образе хрупкой Даши Булавиной, которую не сыграла, а прожила в телевизионном фильме «Хождение по мукам» режиссера Василия Ордынского по роману Алексея Толстого. Советское кино знало немало примеров, когда отсутствие киношного опыта оборачивалось плюсом для актера, добавляло его игре естественности и убедительности (можно вспомнить дебютантку Ларису Гузееву в «Жестоком романсе»). Зритель сразу и безоговорочно полюбил Ирину Алферову. Кстати, ее партнершей в картине Ордынского стала Светлана Пенкина (сыгравшая Катю Булавину), будущая жена художественного руководителя ВИА «Песняры» Владимира Мулявина. На фоне всех драматических военно-исторических перипетий фильма хрупкость и незащищенность Алферовой и Пенкиной выглядели еще более пронзительными.

kazanreporter.ru

Режиссер Ордынский требовал полной самоотдачи на время работы над проектом. Из-за пятилетних съемок Алферова отказалась от работы на театральных подмостках, по этой же причине не снялась у Григория Чухрая и Леонида Гайдая.

Роль в этой телевизионной саге она получила во время учебы на четвертом курсе ГИТИСа, и образ Даши стал во всех смыслах для актрисы судьбоносным. Позже Ирина вспоминала, что профессионализму она училась прямо на съемочной площадке. Привыкнув к камере, позже, начав играть в театре, она не могла понять, почему в зале не видны ее слезы. О периоде съемок она вспоминала: «Я была выпускницей, меня звали во многие театры. Я могла работать в «Современнике», ко мне приходили Райкин, Фокин. Чухрай предложил главную роль в военном фильме, Гайдай предлагал. Я даже не ходила на пробы. Ордынский хотел, чтобы мы впервые появились в картине «Хождение по мукам». Я ему это обещала и выполнила обещание. Когда он показал четыре серии руководству, комиссия сказала: «Очень хорошо». И он упал — у него случился инфаркт, так он переживал».

postila.ru
Есть в ее богатой фильмографии и белорусские страницы: в 1977 году на «Беларусьфильме» вышла двухсерийная военная картина «Черная береза» режиссера Виталия Четверикова с участием Ирины Алферовой.

Следующая большая роль в кино — Констанция Бонасье в музыкальном приключенческом телефильме «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгия Юнгвальд-Хилькевича — добавила актрисе популярности, хотя ее и озвучила другая красавица — Анастасия Вертинская. Писали, что на кандидатуре Алферовой настояло руководство Госкино, сам режиссер считал, что для этого проекта ей не достает музыкальности. Он был холоден с молодой актрисой на съемочной площадке и постоянно отпускал в ее адрес колкости.

Экранным героиням Алферовой свойственны искренность, жертвенность, целеустремленность. Таковы ее образы в картинах «С любимыми не расставайтесь», «Предчувствие любви» (в этих двух лентах она сыграла вместе с супругом Александром Абдуловым), «Василий Буслаев», «ТАСС уполномочен заявить…». Была яркая работа в «Любовных письмах с подтекстом» — югославской мелодраме режиссера Звонимира Берковича, премьера которой состоялась в 1985 году. Картина стала лучшим югославским фильмом года. Алферова получила специальный приз за лучшее исполнение женской роли на кинофестивале в Пуле (Хорватия).

Попытку выйти из образа «голубой героини» Ирина Алферова предприняла в мелодраме «Ночные забавы» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, где она сыграла Анну Силину, уставшую от жизни даму средних лет. Анна Николаевна, пытаясь продвинуть мужа по карьерной лестнице, заводит роман с его начальником, попутно выясняет отношения со взрослой дочерью, понимая, что за внешним благополучием в ее семье скрывается настоящий кризис и дальше так продолжаться не может. Кстати, с Краснопольским и Усковым Алферова поработала еще несколько раз. В ­1990-е снялась в их исторической драме «Ермак», а позже вместе с Александром Абдуловым — в детективном сериале «Капкан». В перестроечной драме «Высший класс» Михаила Мельниченко, снятой на волне успеха фильма «Интердевочка» Петра Тодоровского, актриса сыграла элитную «девушку по вызову».

Нельзя не вспомнить, что Ирина Алферова одной из первых советских актрис снялась в видеоклипе. И эта работа наделала, пожалуй, не меньше шума, чем ее предыдущие киноработы. В 1990 году на телеэкраны вышел клип певца Александра Серова на песню «Еще раз о любви» («Ты меня любишь»), дразнивший телезрителей элементами сладкой жизни и легким эротическим налетом.

Как и Татьяна Догилева, со временем Алферова ушла из «Ленкома» Марка Захарова, в котором работала с 1976 года. Актрису не устраивали роли, которые давал ей режиссер. Так, в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» играла певичку в кабаре на заднем плане. В постановке «В списках не значился» изображала видение, школьную любовь последнего защитника Брестской крепости в исполнении Александра Абдулова.

С 1989 года по сегодняшний день Ирина Ивановна работает в популярном московском театре «Школа современной пьесы», куда ее пригласил художественный руководитель Иосиф Райхельгауз. Она занята в спектаклях «Толстого нет» (играет супругу писателя Льва Николаевича Толстого Софью Андреевну), «На трубе», «Шинель», «Самая-самая», «Секреты мужчин среднего возраста», «Подслушанное, подсмотренное». Сама актриса так говорит об этом коллективе: «Это замечательный театр, там есть потрясающие спектакли, великолепные партнеры и очень хороший режиссер. Он всегда придумывает какой-то свой мир и привлекает людей из других сфер». Минские театралы могут помнить гастроли «Школы современной пьесы» и показ спектакля «Борис Акунин. Чайка» — сиквел чеховской «Чайки», в котором актриса блестяще играла роль Аркадиной. «Мать Кости, актриса Аркадина играет неутешную родительницу, принимает эффектные скорбные позы и потихоньку прикладывается к бутылке, — писала о роли критика. — Ирина Алферова ведет эту роль с большой долей иронии к своему персонажу, как, впрочем, и все исполнители».

Ирина Ивановна не раз бывала в Беларуси и считает, что у нашего зрителя развито чувство внутренней культуры. Кстати, как она рассказала в одном из интервью, ее мама родом с Витебщины, поэтому актриса считает себя наполовину белоруской. Участвовала Алферова и в театральной программе «Славянского базара в Витебске». Ее дочь Ксения продолжает актерскую династию, активно снимается и участвует в различных телевизионных шоу.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter