С Ириной Алферовой мы встретились
накануне ее юбилея в ресторанчике театра «Школа современной пьесы». На 9–10 марта в графике актрисы значился спектакль «Самая–самая» в Минске. А вот масштабного празднования дня рождения, как призналась сама Алферова, не предвидится.
накануне ее юбилея в ресторанчике театра «Школа современной пьесы». На 9–10 марта в графике актрисы значился спектакль «Самая–самая» в Минске. А вот масштабного празднования дня рождения, как призналась сама Алферова, не предвидится.
— Вам американо или эспрессо?
Ирина Ивановна угощает, а я не могу на нее налюбоваться: точеная фигурка, каждый жест, выражение лучистых глаз — все значительно, ярко, гармонично.
— Как будете праздновать юбилей?
— Не хочу никакого творческого вечера. 12 марта сыграю спектакль «Ночь с незнакомцем» в «Школе современной пьесы». Сюжет из нашей жизни, но при всей современности в нем полностью отсутствуют зло, насилие, цинизм. Это тонкая лирическая комедия по пьесе Натальи Савицкой «Жена». Я очень люблю этот спектакль и многое придумала сама.
— Как в театре поздравляют?
— После спектакля могут сказать со сцены про юбилей. Я вообще не люблю, когда собирается много людей. Всех отговариваю справлять юбилеи. Лучше поехать отдохнуть.
— Вас часто приглашают сниматься?
— В «Распутине» играла, в «Елках» Бекмамбетова. В «Распутине» мне досталась роль княгини Зинаиды Юсуповой, которая пыталась защитить царский трон от влияния Распутина. Главную роль исполнил Жерар Депардье, образ императрицы Александры Федоровны воплотила Фанни Ардан.
— И как работалось с Депардье?
— Жерар Депардье всех нас любил, был открытым в общении. Когда я закончила съемки своих сцен, он даже опечалился.
— А кого из актрис вы считаете по–настоящему красивой?
— Роми Шнайдер была необыкновенной, у нее красота одухотворенная. Она искренняя. Таких почти нет.
— Она какая–то неживая. А вот Симона Синьоре живая, и как она любила! Узнала,что Ив Монтан влюбился в Мэрилин Монро, и отстояла его.
— В культовом телефильме «Д’Артаньян и три мушкетера» вы сыграли красавицу Констанцию, составив с Михаилом Боярским один из самых романтичных дуэтов на советском экране. Наверное, эта роль для вас самая любимая?
— Нет, есть более любимые — например, югославские. Жизнь меняется, и меняешься ты. Пересматриваешь старые работы и восхищаешься или, напротив, разочаровываешься.
— Не могу представить вас отрицательной героиней...
— Положительную героиню труднее сыграть, чем характерную. Хороший человек проживает то, что и плохой, но он выбирает другие пути. Ему тяжелее. Актерски, когда ты играешь отрицательную героиню, все равно перестраиваешься, ведь ты находишь все это в себе. Весь день накануне спектакля ходишь в ужасном настроении.
— А когда хорошее настроение перед спектаклем?
— Когда играешь то, что тебе близко. Своей внутренней сущностью ты либо интересен, либо безразличен зрителю. Как можно про меня сказать: «Ну хорошенькая, глазки, губки есть...»?! У меня другие достоинства, и мой взор обращен вовнутрь, в глубину моей души... Сейчас репетировала с Семеном Спиваком. Вот коллектив, где я должна была работать. Его Молодежный театр находится в питерском парке. Подходишь к театру, и уже тебе хорошо. Спивак делал для нас спектакль «Пижама для шестерых». Я в очередной раз прошла потрясающую школу актерского мастерства.
— Сейчас многие актрисы делают пластические операции.
— После пластических операций все на одно лицо... Я не хочу быть клоном. Я выбрала старость. Это тоже не может нравиться, но другого выхода нет. Пытаюсь найти пьесы, которые подходят мне по возрасту.
— Нужно ли иметь своего косметолога?
— Я к себе так серьезно не отношусь. Да и не верю, что это что–то дает. Все равно старишься. Лучше пользоваться проверенными кремами, делать массаж, маски. Побольше гулять. Я выгляжу на свой возраст, и это нормально, хоть и трудно с этим смириться.
— На ночь едите?
— По–разному. Я вообще люблю конфетки, пирожные. Поесть люблю. Готовлю хорошо и быстро. Встаю рано, и до половины десятого уже все на столе.
— Вы со своим мужем познакомились в Минске на пробах телевизионной картины «Братья Рико». В следующий раз вы увиделись лет через семь на озвучивании вашей первой зарубежной ленты — фильма «Волшебник Лала»?
— Это непростая история, я его давно знала. Он был настолько интересен, непохож на других артистов, красив, обаятелен, настоящий мужчина, сильный, заботливый, добрый. В нем была гордость: «Если я вам нужен, я вам помогу». Он всегда был нужен. Он самодостаточен. Он точно знает мои возможности, мою суть.
— Сколько лет вы вместе?
— 24 года. И, знаете, нам никто не нужен.
—Чем занимаетесь в свободное время? Цветы выращиваете?
— У мужа все растет. Он с ними даже разговаривает. А мне некогда.
— Животных держите?
— Нет, это слишком ответственно. У меня ведь достаточно жесткое расписание, если спектакль, я должна выспаться.
— Если ваша внучка Дуня пойдет в актрисы, как к этому отнесетесь?
— Для женщины профессия актрисы — хорошая профессия. Надо знать литературу, историю, музыку, уметь петь, танцевать, грамотно разговаривать.
— Какой вы человек?
— Точно не коллективный.
— Но счастливый?
— Да. И по мне это сразу видно.
Визитная карточка
Ирина Алферова 13 марта отмечает юбилей. Окончила ГИТИС. В 1976–1993 годах — актриса театра «Ленком». С 1993 года — актриса театра «Школа современной пьесы». Будучи студенткой первого курса, на приеме в посольстве Болгарии познакомилась с Бойко Гюровым, сыном посла, студентом МГИМО. Вскоре они поженились и переехали на родину супруга в Болгарию. В 1974 году у пары родилась дочь Ксения. Потом был развод и повторный брак с Александром Абдуловым. Но и он закончился расставанием. На съемках картины «Звезда шерифа» Ирина Алферова работала с актером Сергеем Мартыновым, за которого вышла замуж. Они вместе уже 24 года.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru
Советская Белоруссия № 44 (24926). Четверг, 10 марта 2016