Белорусские кардиохирурги впервые провели пересадку легких с врожденной патологией легочных артерий

С легкой парой

На днях Татьяна из Орши сделала первый в своей новой жизни вдох. Новыми легкими. Наши кардиохирурги провели дебютную пересадку легких пациентке с врожденной патологией легочных артерий. 

Татьяна — первая пациентка, которой провели уникальную для страны операцию.

Татьяна дышит часто — волнуется. О пересадках органов в газетах раньше читала, а вот сама героиней новостного сюжета стала впервые. Переживает, как выглядит. Две недели одна в больничной палате после восьмичасовой операции. Ей еще предстоит научиться дышать донорским органом в полную грудь. Говорит, вкус еды пока не вернулся, со сном уже лучше, но главное — чувствует вкус жизни. Пациентку готовят к выписке: дома Таню ждут супруг и два сына. 

Врожденная патология дала о себе знать три года назад. Сосуды сузились. Болезнь прогрессировала. Давление в легочных артериях росло. Накануне вмешательства оно превысило норму в четыре  раза. Дышать становилось все труднее. Силы покидали.

— Нарушился газообмен, — посвящает в течение болезни кардиохирург Сергей Спиридонов, который ассистировал во время операции профессору Юрию Островскому. — Больная испытывала хроническое кислородное голодание. Какое-то время в таких случаях действуют препараты, а потом требуется замещение функции легких. Заместить нечем. Единственный выход – трансплантация. 

37-летнюю жительницу Орши включили в лист ожидания на пересадку. С этого момента начался обратный отсчет. Обычно выживаемость пациентов с момента постановки на трансплантацию меньше года. В мировой практике 70% больных после пересадки легких с таким же диагнозом как у Татьяны, переживают пятилетний рубеж. 

Да, Татьяна признается, что не может вспомнить, как вдохнула эту жизнь новыми легкими. Зато заведующий кардиохирургической реанимацией Андрей Валентюкевич помнит этот момент очень хорошо: 

— Она начала самостоятельно дышать уже через час после операции. Обычно это происходит в течение трех часов.

Команда кардиохирургов РНПЦ «Кардиология» вновь сработала на «отлично».

Пересадка легких — новое для белорусских специалистов направление, поэтому старались подобрать идеального донора. В этот раз им стала женщина, умершая от инсульта. Легкие везли вертолетом из Витебска. 

— Врачи просто боги! — глаза Татьяны влажные от набежавших слез. Она еще до конца не осознала, как поменялась ее жизнь. 

Трансплантация — это всегда драма. И с точки зрения медицинских манипуляций в том числе. Ведь нужно оценить, насколько донорский орган подходит тому или иному реципиенту. Затем безопасно изъять, сохранить и доставить. 

Заведующая диагностической лабораторией Марина Колядко рассказала, как тщательно подбирают реципиента. Есть множество параметров, по которым определяется совместимость. 

Эта операция стала особенной не только для пациентки, но и для оперирующего кардиохирурга профессора Юрия Островского и его команды. 

— Мы сшивали бронхи, — вдается в детали кардиохирург, ассистент Сергей Спиридонов. — Это новое для нас. Длительно обучались в патолого-анатомическом бюро, смотрели, как это делают коллеги в других странах. Такие вмешательства и в Европе-то делают в ограниченном количестве центров. Сложность еще и в том, что легочные сосуды большие в диаметре и очень хрупкие. Нужно большое мастерство, чтобы сопоставить их и сшить. А также, чтобы совпали размеры площадки вен с левым предсердием. 

Пока хирурги удаляют больное легкое и пришивают новое, работу организма поддерживает аппарат искусственного кровообращения. Им управляют специалисты отделения экстракорпорального кровообращения. А после пересадки в работу включается новый орган. 

Доктор Валентюкевич говорит, что пересаженные легкие в другом организме работают не так как привыкли это делать в прежней жизни. 

— Например, она не чувствует, что пора откашляться. Кашлевой рефлекс отсутствует. Этому пациентка сейчас учится.  

Татьяна разговаривает с нами через маску. Марлевую защиту от инфекций ей придется носить теперь в местах большого скопления людей, в период эпидемии. 

— У Тани не было осложнений. Состояние стабильное. Иммунитет после таких операций подавляется, чтобы не было отторжения нового органа. И тут важно соблюсти золотую середину, чтобы контактировать с внешней средой, избегая инфекций. Подбираем дозу и пациент возвращается к обычной жизни. 

Татьяна в предвкушении выписки. Дыхание ее жизни теперь иное. Легкое. 

drug-olya@yandex.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter